Чистейшей прелести чистейший образец показывают в Театре Деммени
Фотографии предоставлены организаторами проекта.
Репортажи и рецензии

Чистейшей прелести чистейший образец показывают в Театре Деммени

Опубликовано: 17 июня 2024 года

В Театре марионеток им. Е.С. Деммени идут премьерные показы спектакля «Сказка о царе Салтане». Автором инсценировки и постановщиком стал приглашенный режиссер Леонид Алимов.

Чистейшей прелести чистейший образец показывают в Театре Деммени1
Чистейшей прелести чистейший образец показывают в Театре Деммени2
Чистейшей прелести чистейший образец показывают в Театре Деммени3

В июне спектакль «Сказка о царе Салтане» Санкт-Петербургского государственного театра марионеток им. Е.С. Деммени участвовал во Всероссийском театральном фестивале «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», проходившем в нашем городе в преддверии 225-летней годовщины со дня рождения Александра Пушкина. В честь этого события с маленькими зрителями проводили тематическую викторину. Среди вопросов (а за правильные ответы дарили симпатичные блокноты с «автографами» и рисунками поэта) были, например, такие: «В каком году родился Пушкин?» (здесь все отвечали в один голос), «Где он учился?» (и нужно было назвать не просто «Царское село», а указать учебное заведение — «Царскосельский лицей») и «Как звали няню классика?» (и нужно было ответить не просто «Арина Родионовна», а назвать фамилию — «Яковлева» и уточнить, что она была дочерью крепостного крестьянина).

«Сказка о царе Салтане» — это спектакль-калейдоскоп, в котором красочные картинки меняются шустро, а пушкинский текст звучит легко и непринужденно. Действие не просто ни на минуту не провисает — оно несется вперед с огромной скоростью, задорно и как будто бы вприпрыжку. Или как тот самый кораблик, который «бежит себе в волнах на раздутых парусах». Мизансцены и спецэффекты, короткие зарисовки и значимые для сюжета эпизоды, переработанные песни и танцы (композитор Татьяна Алешина), мелодичный поэтический и сценический нарратив сменяют друг дружку с озорством и лукавством. Это пример тщательно выверенного темпоритма веселого сказочного представления. Оно зрелищное — но это зрелище в миниатюре, настоящее чудо в камерном пространстве крошечного театра марионеток, в котором ставят и играют «по-взрослому» (известно же, что для детей нужно ставить как для взрослых, только лучше).

Автор спектакля-сказки Леонид Алимов — выпускник актерско-режиссерского курса Льва Додина в ЛГИТМиКе (ныне РГИСИ). Алимов — харизматичный актер театра и кино: за четверть века в профессии его ролей не счесть. А на его режиссерском счету уже больше трех десятков крепких спектаклей, выпущенных на самых разных площадках самых разных городов и стран (в послужном списке Россия, Китай и Франция). В последние годы одна постановка Леонида почти без перерыва сменяет другую — как в петербургских театрах, так и по всей стране, от Калининграда до Южно-Сахалинска, он буквально нарасхват.

Что характерно, все работы Алимова-режиссера абсолютно не похожи одна на другую по жанру, по форме, по выбору материала. Объединяют же их глубокое понимание драматургии, широкий литературный кругозор, чуткое чувство слова, высокая эмоциональная и профессиональная вовлеченность в творческий процесс и редкая по нынешним временам сентиментальность. Публика это прекрасно чувствует и спектакли Алимова просто обожает. Так случилось и с его постановкой в детском театре, где зрители категории «6+» и взрослые категории «до бесконечности» с нескрываемым восторгом, ни на что не отвлекаясь, следят за всем и каждому знакомой сказочной историей, рассказанной красиво, умно, честно и очень по-доброму. «Салтан» недаром имеет знаковый подзаголовок: «музыкально-драматический спектакль с использованием кукол-оберегов, символизирующих добро и зло, правду и ложь».

Автор использует по максимуму не только инструменты кукольного и детского театра (что логично и предсказуемо в театре марионеток), но и приемы театра площадного, ярмарочного, драматического и музыкального. Режиссер словно скрытыми стежками сшивает традиции и современность, исподволь применяя целую партитуру звуковых и технических приемов (от фонограммы до живого пения, от хорового пения до разноголосого эха). Леонид сочетает каноничную театральность и узнаваемые приметы времени (например, рассаживая героев сказки кучкой, чтобы «сделать фото на память»). Аккуратно и выверенно применяет национальный колорит, воссозданный поэтом, и артистические элементы скоморошества.

Персонажи наперебой играют с текстом, жонглируют словами и четверостишиями. Актеры существуют единым ансамблем, работают на одной волне, с упоением шутят и лицедействуют, очень красиво и очень чисто поют (что любопытно, музыкальные жанры смело смешиваются — здесь и фольклор, и мюзикл, и рок-опера, и даже читка рэпа).

Чистейшей прелести чистейший образец показывают в Театре Деммени1
Чистейшей прелести чистейший образец показывают в Театре Деммени2
Чистейшей прелести чистейший образец показывают в Театре Деммени3

Свет в «Салтане» чистый и густой: то напускают таинственного синего тумана, то «включают детство», применяя фильтры оттенков воздушных шаров. Лучи густо-розовые, солнечно-желтые, васильковые или изумрудные — как ядра орешков, которые грызет белка. К слову, эпизод с белкой презабавный: актер рассказывает про это «заморское диво» и показывает «на пальцах», позами и жестами, и саму белочку, и то, как она грызет орешки. Выходит наполовину этюд, наполовину пантомима, плюс карикатурный восточный акцент и жестикуляция («чистый изумруд» произносится с восторгом: так нахваливают «сладкий пэ-эрсик — чистый мьод!»). А вот и «скорлупки золотые»: бумажками-золотинками щедро усыпана вся сцена.

Весь спектакль, даром что короткий и невесомый, как лебединое перышко, изобилует удачными находками и внимателен к мельчайшим деталям в костюмах, в декорациях, в реквизите. Художник-постановщик Екатерина Аксенова заполнила сценическую коробочку театра Деммени домиками-ширмами, лоскутными одеяльцами, бутафорскими звонницами, куполами-луковками и целой россыпью предметов, оживающих в умелых руках кукольников.

Здесь один и тот же предмет может «исполнять» целую кучу «ролей». Так, весла в руках корабельщиков (когда «ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет») превращаются в подзорные трубы (через них разглядывают остров), затем в пушки (которые «с пристани палят, кораблю пристать велят») и далее в заздравные кубки (на пиру у князя Гвидона). Деревянные ложки, приложенные к лицу, изображают у сватьи бабы Бабарихи шишки от укусов комара, мухи и шмеля, в которых на глазах у публики условно обращается условно же разозленный Гвидон. А сами моменты болезненных «укусов» обозначаются резким свистом в три разные свистульки.

Дудочками, трещотками, колокольчиками и прочими сподручными лубочными «подзвучками» пользуются к месту и с юмором, по делу и по тексту — иллюстративно и художественно. Погружение в поэтику Пушкина настолько обстоятельное, что даже антракт в «Салтане» объявляют стихами. А поклоны и вовсе становятся отдельным музыкальным номером, выдержанным, впрочем, абсолютно в стилистике всей постановки и в настроении пушкинской сказки.

Все это делает спектакль поразительно витальным, придает ему многоплановость, в которой каждый зритель действительно любого возраста находит что-то свое, понятное именно ему, только в его душе откликающееся. Как следствие — непосредственная реакция публики: малыши (от милых дошколят до ранимых подростков) смотрят неотрывно и реагируют отзывчиво, и сопровождающие их взрослые (мамы и папы, бабушки и дедушки, тетушки и дядюшки, нянюшки-хлопотуньи и серьезные театральные критики) делают то же самое. И всем на этом спектакле хорошо, и никому на нем ни секундочки не скучно.

Цитируя Александра Сергеевича (уже не сказку, а взрослое лирическое стихотворение поэта), скажу про «Сказку о царе Салтане» Леонида Алимова так: пред нами «чистейшей прелести чистейший образец». Ибо этот спектакль, как и героиня пушкинской «Мадонны», являет собою символ чистоты и нравственного идеала в пестрой и замысловатой современной театральной афише.



Фотографии предоставлены организаторами проекта.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Гастроли
22.08

Заговоренный БДТ: в Петербурге прошли гастроли «Красного факела»

Книги
21.08

Что осталось за кадром фильма «Свой среди чужих»?

Книги
01.08

Что «Культура Петербурга» рекомендует почитать ко Дню железнодорожника?

Книги
16.07

Что почитать ко Дню новых друзей?

Выставки
ПМЭФ
18.06

Русский музей открыл уникальную выставку отечественного авангарда

Смотреть все