Опубликовано: 28 октября 2022 года
Древний Египет считается колыбелью культуры всего человечества. Среди многочисленных историзмов и ориентализмов только увлечение Египтом заслужило название «Египтомания». Его наследие можно посмотреть и в Эрмитаже.
На Университетской набережной находятся Сфинксы из Древнего Египта с ликом фараона Аменхотепа III, которым около 3500 лет. Они были найдены при раскопках в Египте и с приключениями оказались в Санкт-Петербурге. Сфинксы стали излюбленным сюжетом живописцев и одним из символов Санкт-Петербурга.
Египетское наследие можно увидеть и в Эрмитаже.
Египетский зал
Эрмитаж был дворцовым музеем, и политика формирования собрания определялась в первую очередь вкусами его владельцев, которые ни Египтом, ни Древним Востоком в целом не интересовались. Экспонаты загадочной страны поступили в коллекцию, когда в 1825 году прибывший в Санкт-Петербург миланский коллекционер Франческо Кастильоне предложил приобрести его собрание.
Египетский музеум, первый в мире из таких специализированных учреждений, был создан в Кунсткамере. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа в нем был создан небольшой Египетский кабинет. В 1862 году Египетский музеум был закрыт, а его собрание передано в Эрмитаж, где впервые был создан полноценный Зал ассирийских и египетских древностей.
Незадолго до войны в 1940 году главный архитектор Государственного Эрмитажа Александр Сивков предложил создать в музее Египетский зал. Ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира, которые собрал один из хранителей музея — Владимир Георгиевич Бок, легли в основу постоянной экспозиции и стали доступны для всеобщего обозрения. Некоторые реликвии еще до этого разыскал и привез в Россию путешественник и государственный деятель А. С. Норов.
На месте главного буфета Зимнего дворца появилось отдельное тематическое пространство, посвященное древнему государству, недалеко от Иорданской лестницы. Начать знакомство можно с холла № 100 на первом этаже здания Нового Эрмитажа. Сегодня памятники культуры и искусства Египта занимают 3 зала 1-го этажа в конце анфилады правого крыла. Постоянная выставка Древнего Египта позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца 4-го тысячелетия до нашей эры до 1-го тысячелетия н. э.
Египтомания в 2022 году
28 октября 2022 года в Николаевском зале и Аванзале Зимнего дворца открылась временная выставка «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампальоном». В двух парадных залах представлено более 700 памятников египетского стиля: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство и даже костюмы. Многие из экспонатов предстали и впервые, и вместе, поскольку участие в выставке приняли многие музеи города: Всероссийский музей А. С. Пушкина, Кунсткамера, Государственный музей городской скульптуры, ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Царское село» и другие.
Французский востоковед Жан-Франсуа Шампольон (1790 — 4 марта 1832) считается основателем египтологии. Благодаря проведенной им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов. После долгих исследований ученому удалось отождествить все знаки в некоторых именах в иероглифической надписи на Розеттском камне. 14 сентября 1822 года Шампольону удалось распознать имя Рамсес и Тутмос. Он написал свое знаменитое письмо с изложением результатов постоянному секретарю Французской академии Бон-Жозефу Дасье, которое знаменует собой начало египтологии.
На выставке представлены:
- первые издания монографии Шампольона «Египет при фараонах»;
- «Письмо господину Дасье» с подлинными литографиями 1822 года.
На экспозиции также экспонируются публикации предшественников Шампольона по дешифровке, издания словаря и грамматики египетского языка. Подлинные древнеегипетские памятники демонстрируют одну из древнейших в мире систем письма, имевшую три разновидности: иероглифическую, иератическую и демотическую.
В Аванзале находятся комплексы экспонатов на античную и библейскую темы.
Тема трагической судьбы последней царицы эллинистического Египта Клеопатры пронизывает все пространство. Ее жизнь, пир, смерть в картинах и скульптурах...
Целый раздел выставки посвящен Египетскому походу Наполеона Бонопарта (1798 – 1801). Компания по завоеванию Египта длилась всего три года и с военной точки зрения была неудачной, но она оказала большое влияние на геополитические и художественные процессы. Так был опубликован монументальный труд «Описание Египта», где воспроизведены настенные рисунки гробницы Пахери, памятники древних Фив и архитектура.
Египтомания повлияла на ампир, главный стиль наполеоновской империи. Для выставки музей-усадьба «Кусково» предоставила знаменитый Египетский сервиз, который Наполеон подарил Александру I в знак союзничества после заключения мирного Тильзитского мира.
Часть выставки посвящена теме русской египтомании и влиянию египетского искусства на формирование облика Санкт-Петербурга на примере гравюр, рисунков, жизни театра, старинных и современных снимков.
Сфинксы
Мотивы Египта в мебели
Мотивы Египта в ДПИ
Мотивы Египта в театре
До 9 апреля 2023 года
Фото: Ирина Иванова
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться