Эклектика: игра не по правилам
Эклектика: игра не по правилам
Репортажи и рецензии

Эклектика: игра не по правилам

Фото: Вера Безрукова, правообладатель – оргкомитет фестиваля «Эклектика Шнитке».

Опубликовано: 23 ноября 2024 года


19 ноября в театре ЛДМ Новая Сцена состоялось открытие фестиваля современной музыки «Эклектика Шнитке», посвящённого 90-летию мастера полистилистики. На концерте произошёл диалог композиторских поколений: киномузыка, симфоническая музыка, фрагмент кантаты и электронная пьеса Шнитке, а также сочинения Баха прозвучали в аранжировке для оркестра народных инструментов и хора.
DSC09338.jpg

В ноябре этого года одному из крупнейших советско-российских композиторов XX века – Альфреду Шнитке – исполнилось бы 90 лет. Культурные мероприятия в честь юбилейной даты проводятся по всей стране. В Санкт-Петербурге день рождения композитора отмечается крупным фестивалем «Эклектика Шнитке», в течение которого представлено несколько концертов и образовательная программа. Автором концепции и художественным руководителем фестиваля стал Антон Танонов – композитор, преподаватель, председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга.

 Событие по-своему уникально: основой фестиваля стал, в первую очередь, диалог современных композиторов с маэстро. На концерте-открытии дань уважения полистилистике – художественному методу композитора – выразили премьерными аранжировками музыки Шнитке и Баха (гений эпохи барокко, как известно, оказал мощнейшее влияние на творчество авангардиста). Вошедшие в программу сочинения прозвучали в версии для оркестра русских народных инструментов при участии хора. Исполнителями стали оркестр национальных инструментов «Терема» (художественный руководитель и дирижер – Андрей Долгов) и Концертный хор Санкт-Петербургского института культуры (художественный руководитель – профессор Лариса Яруцкая). Эти инструменты своей смелостью, граничащей порой с экстравагантностью, необычайным образом вошли в резонанс с полистилистикой сочинений Шнитке. Эффект многократно укрепился, благодаря визуальной составляющей: каждое произведение сопровождалось видеоартами на большом экране, подчёркивая идею эклектики на стыке искусств.
DSC09311.jpg
 Значительную роль экран сыграл в начале концерта: программу открыла электронная композиция Шнитке «Поток», специально для которой видеохудожник Артём Малютин создал видеоарт. Композитор написал эту пьесу для удивительного инструмента – оптического синтезатора АНС (назван в честь Александра Николаевича Скрябина), в котором световой луч, проходя через киноплёнку и попадая на фотоэлемент, как бы рисовал музыкальную фразу. Кадры советской хроники об изобретении синтезатора плавно сменяются космическими звуками и кадрами в духе фильма «Солярис» – открывается портал в удивительный творческий мир. Фантастический нойзовый звуковой ландшафт пьесы сопровождается видеофрагментами, в которых мелькают картины хаоса и упорядоченной действительности. Суетящаяся толпа людей, оживлённая трасса, бурлящие водопады, рассыпающиеся на глитчи, чередуются с чертежами Леонардо да Винчи, работающими микросхемами, движением тока по линиям электропередачи, пульсом кардиограммы. Изображения космоса в конце видеоролика собирают воедино всю эту пестроту, подчиняя её элементы вселенской закономерности. Так и в электронной музыке: самые шумные, хаотичные звучания на самом деле подчиняются строгим законам акустики.

 Роль экрана в этом концерте, можно сказать, особенно символична: немалая часть творческого наследия Шнитке связана с областью экранных искусств. Несколько номеров концертной программы составили саундтреки, созданные композитором для кино, в сопровождении видеоряда с фотографиями, афишами и киноплакатами в манере поп-арта. Народные инструменты, прикоснувшись к киномузыке Шнитке, зазвучали непривычным образом. В зловещем вальсе из фильма «Агония», например, раздавался визг домр в нисходящих глиссандо, а иногда струнные щипковые инструменты своей жёсткостью напоминали звучание ударных. Диссонантные созвучия аккордеонов во вступлении к вальсу раздавались, как гнусавый вопль засурдиненных труб. В заглавной теме из мультфильма «Рикки-Тики-Тави» оркестр народных инструментов, поддерживающий соло трубы и гобоя, создал эпически-торжественный восточный колорит. На экране в это время – кадры из мультфильма в обработке «под фреску»: храбрый мангуст в прыжке за голубыми птицами, Тедди с родителями, индийская кобра.
DSC09636.jpg
 В своём творчестве Шнитке часто обращался к стилизации барочной музыки – как в саундтреках, так и в самостоятельных произведениях. Тембр народных инструментов оказался неожиданно созвучен эпохе барокко, и даже в сочинениях Баха ни на секунду не возникло стилевого противоречия: удары медиатором по струнам щипковых инструментов нередко перекликались с клавесинным звучанием. Несколько сочинений-стилизаций вошло в программу концерта. Барочная стилистика была выдержана оркестром в саундтреках к фильмам «Повесть о неизвестном актёре», «Сказ о том, как царь Пётр арапа женил» (в теме узнаётся мелодия из знаменитого Concerto Grosso №1). А тема из фильма «Сказка странствий» обогатилась свежим решением: необарочная мелодия легла на упругую ритмику ударной установки. Оригинальное прочтение получила и «Сюита в старинном стиле»: композитор и дирижёр Сергей Екимов сделал переложение этого сочинения для камерного хора, флейты, контрабаса, чембало, фортепиано, бас-гитары и ударных. Значительная музыкальная нагрузка легла на смешанный хор: голоса артистов удерживают гармоническую вертикаль почти всей «Пасторали» лишь с лёгкими акцентами инструментов, вступают в диалог с оркестром в «Менуэте», проводят рельефную тему «Фуги».
DSC09765.jpg
В концерте-открытии приняли участие выдающиеся исполнители-солисты. «Танго» из кантаты «История доктора Иоганна Фауста», которое иногда называют «арией Мефистофеля», исполнила сопрано Надежда Кармаева – солистка театра ЛДМ. Этот сложнейший музыкальный номер требует от певицы владения разными вокальными техниками: высокие продолжительные ноты нуждаются в пении на академической опоре дыхания, а нарочито опошленная тема танго, безусловно, должна звучать в характере бытового, даже кабацкого пения. Солистка, главная стихия которой – жанр мюзикла, убедительно воссоздала мрачный демонический образ: в пронзительно режущих фразах, в мощных академических пассажах, в леденящем душу шёпоте.
DSC09509.jpg
 Дважды на концерте звучали аранжировки с очень необычным солирующим инструментом: соло на балалайке-контрабасе сыграл Михаил Дзюдзе – заслуженный артист РФ, который возвёл свой инструмент в ранг солирующего и придумал для игры на нём немало новых приёмов. Эффект гротеска инструмент произвёл в композиции «Танго в сумасшедшем доме» из оперы «Жизнь с идиотом», а в «Полифоническом танго» исполнитель и вовсе проявил себя, как рок-звезда – виртуозной и лёгкой игрой, театральными жестами во время комичных синкоп, раскованными движениями.

 Атмосферу своеобразного рок-концерта дополнил саундтрек к фильму «Музыка для воображаемой пьесы» – настоящее средоточие эклектики. Раскачивающаяся бойкая тема «Зимней дороги» прозвучала в оркестре с использованием инструмента казу (соло исполнил дирижёр Андрей Долгов) и резиновой кричащей курицы!
Крякающий, пищащий, стучащий саунд сопровождался совершенно невинными изображениями на экране: избушка, тройка лошадей, зимние игрища… Номер прозвучал в концерте два раза: после исполнения на «бис» игрушечная курица полетела в зал и досталась самому счастливому слушателю.

Диана Аксиненко
DSC09512.jpg

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги
01.08

Что «Культура Петербурга» рекомендует почитать ко Дню железнодорожника?

Книги
16.07

Что почитать ко Дню новых друзей?

Выставки
ПМЭФ
18.06

Русский музей открыл уникальную выставку отечественного авангарда

Книги
Михаил Булгаков
14.05

Что случилось с героями романа «Мастер и Маргарита»?

Выставки
16.05

«Жизнь замечательных собак»: в Мраморном дворце показали ретроспективу пушистых любимцев

Смотреть все