Опубликовано: 23 ноября 2024 года
19 ноября в театре ЛДМ Новая Сцена состоялось открытие фестиваля современной музыки «Эклектика Шнитке», посвящённого 90-летию мастера полистилистики. На концерте произошёл диалог композиторских поколений: киномузыка, симфоническая музыка, фрагмент кантаты и электронная пьеса Шнитке, а также сочинения Баха прозвучали в аранжировке для оркестра народных инструментов и хора.
В ноябре этого года одному из крупнейших советско-российских композиторов XX века – Альфреду Шнитке – исполнилось бы 90 лет. Культурные мероприятия в честь юбилейной даты проводятся по всей стране. В Санкт-Петербурге день рождения композитора отмечается крупным фестивалем «Эклектика Шнитке», в течение которого представлено несколько концертов и образовательная программа. Автором концепции и художественным руководителем фестиваля стал Антон Танонов – композитор, преподаватель, председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга.
Событие по-своему уникально: основой фестиваля стал, в первую очередь, диалог современных композиторов с маэстро. На концерте-открытии дань уважения полистилистике – художественному методу композитора – выразили премьерными аранжировками музыки Шнитке и Баха (гений эпохи барокко, как известно, оказал мощнейшее влияние на творчество авангардиста). Вошедшие в программу сочинения прозвучали в версии для оркестра русских народных инструментов при участии хора. Исполнителями стали оркестр национальных инструментов «Терема» (художественный руководитель и дирижер – Андрей Долгов) и Концертный хор Санкт-Петербургского института культуры (художественный руководитель – профессор Лариса Яруцкая). Эти инструменты своей смелостью, граничащей порой с экстравагантностью, необычайным образом вошли в резонанс с полистилистикой сочинений Шнитке. Эффект многократно укрепился, благодаря визуальной составляющей: каждое произведение сопровождалось видеоартами на большом экране, подчёркивая идею эклектики на стыке искусств.
Значительную роль экран сыграл в начале концерта: программу открыла электронная композиция Шнитке «Поток», специально для которой видеохудожник Артём Малютин создал видеоарт. Композитор написал эту пьесу для удивительного инструмента – оптического синтезатора АНС (назван в честь Александра Николаевича Скрябина), в котором световой луч, проходя через киноплёнку и попадая на фотоэлемент, как бы рисовал музыкальную фразу. Кадры советской хроники об изобретении синтезатора плавно сменяются космическими звуками и кадрами в духе фильма «Солярис» – открывается портал в удивительный творческий мир. Фантастический нойзовый звуковой ландшафт пьесы сопровождается видеофрагментами, в которых мелькают картины хаоса и упорядоченной действительности. Суетящаяся толпа людей, оживлённая трасса, бурлящие водопады, рассыпающиеся на глитчи, чередуются с чертежами Леонардо да Винчи, работающими микросхемами, движением тока по линиям электропередачи, пульсом кардиограммы. Изображения космоса в конце видеоролика собирают воедино всю эту пестроту, подчиняя её элементы вселенской закономерности. Так и в электронной музыке: самые шумные, хаотичные звучания на самом деле подчиняются строгим законам акустики.
Роль экрана в этом концерте, можно сказать, особенно символична: немалая часть творческого наследия Шнитке связана с областью экранных искусств. Несколько номеров концертной программы составили саундтреки, созданные композитором для кино, в сопровождении видеоряда с фотографиями, афишами и киноплакатами в манере поп-арта. Народные инструменты, прикоснувшись к киномузыке Шнитке, зазвучали непривычным образом. В зловещем вальсе из фильма «Агония», например, раздавался визг домр в нисходящих глиссандо, а иногда струнные щипковые инструменты своей жёсткостью напоминали звучание ударных. Диссонантные созвучия аккордеонов во вступлении к вальсу раздавались, как гнусавый вопль засурдиненных труб. В заглавной теме из мультфильма «Рикки-Тики-Тави» оркестр народных инструментов, поддерживающий соло трубы и гобоя, создал эпически-торжественный восточный колорит. На экране в это время – кадры из мультфильма в обработке «под фреску»: храбрый мангуст в прыжке за голубыми птицами, Тедди с родителями, индийская кобра.
В своём творчестве Шнитке часто обращался к стилизации барочной музыки – как в саундтреках, так и в самостоятельных произведениях. Тембр народных инструментов оказался неожиданно созвучен эпохе барокко, и даже в сочинениях Баха ни на секунду не возникло стилевого противоречия: удары медиатором по струнам щипковых инструментов нередко перекликались с клавесинным звучанием. Несколько сочинений-стилизаций вошло в программу концерта. Барочная стилистика была выдержана оркестром в саундтреках к фильмам «Повесть о неизвестном актёре», «Сказ о том, как царь Пётр арапа женил» (в теме узнаётся мелодия из знаменитого Concerto Grosso №1). А тема из фильма «Сказка странствий» обогатилась свежим решением: необарочная мелодия легла на упругую ритмику ударной установки. Оригинальное прочтение получила и «Сюита в старинном стиле»: композитор и дирижёр Сергей Екимов сделал переложение этого сочинения для камерного хора, флейты, контрабаса, чембало, фортепиано, бас-гитары и ударных. Значительная музыкальная нагрузка легла на смешанный хор: голоса артистов удерживают гармоническую вертикаль почти всей «Пасторали» лишь с лёгкими акцентами инструментов, вступают в диалог с оркестром в «Менуэте», проводят рельефную тему «Фуги».
В концерте-открытии приняли участие выдающиеся исполнители-солисты. «Танго» из кантаты «История доктора Иоганна Фауста», которое иногда называют «арией Мефистофеля», исполнила сопрано Надежда Кармаева – солистка театра ЛДМ. Этот сложнейший музыкальный номер требует от певицы владения разными вокальными техниками: высокие продолжительные ноты нуждаются в пении на академической опоре дыхания, а нарочито опошленная тема танго, безусловно, должна звучать в характере бытового, даже кабацкого пения. Солистка, главная стихия которой – жанр мюзикла, убедительно воссоздала мрачный демонический образ: в пронзительно режущих фразах, в мощных академических пассажах, в леденящем душу шёпоте.
Дважды на концерте звучали аранжировки с очень необычным солирующим инструментом: соло на балалайке-контрабасе сыграл Михаил Дзюдзе – заслуженный артист РФ, который возвёл свой инструмент в ранг солирующего и придумал для игры на нём немало новых приёмов. Эффект гротеска инструмент произвёл в композиции «Танго в сумасшедшем доме» из оперы «Жизнь с идиотом», а в «Полифоническом танго» исполнитель и вовсе проявил себя, как рок-звезда – виртуозной и лёгкой игрой, театральными жестами во время комичных синкоп, раскованными движениями.
Атмосферу своеобразного рок-концерта дополнил саундтрек к фильму «Музыка для воображаемой пьесы» – настоящее средоточие эклектики. Раскачивающаяся бойкая тема «Зимней дороги» прозвучала в оркестре с использованием инструмента казу (соло исполнил дирижёр Андрей Долгов) и резиновой кричащей курицы!
Крякающий, пищащий, стучащий саунд сопровождался совершенно невинными изображениями на экране: избушка, тройка лошадей, зимние игрища… Номер прозвучал в концерте два раза: после исполнения на «бис» игрушечная курица полетела в зал и досталась самому счастливому слушателю.
Диана Аксиненко
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться