Если мертвые оживают, значит, это кому-нибудь нужно
Если мертвые оживают, значит, это кому-нибудь нужно
Репортажи и рецензии

Если мертвые оживают, значит, это кому-нибудь нужно

Фото: Юлия Губина.

В Театре музыкальной комедии состоялась премьера мюзикла «Франкенштейн».

Какая перспективная идея – создать сценическую версию знаменитого готического романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»! Жутковатый викторианский хоррор имеет множество интерпретаций, прежде всего, в кино, а вот с театральной сценой его отношения складывались не лучшим образом. Хотя именно театральная версия романа, созданная в 1820-е, практически сразу после публикации, открыла «Франкенштейну» дорогу к массовому зрителю. Пугающий образ главного героя – безымянного человекоподобного существа, созданного ученым Виктором Франкенштейном из частей человеческих тел, занял прочное место в массовой культуре и прошел все этапы эволюции от трагедии до пародии, от мрачных готических ужастиков до мультфильмов, комиксов и рекламы.

Но триумфальное шествие этого сюжета в ХХ веке происходило без участия театра. Единственный бродвейский мюзикл 1981 года пресса назвала «болтливой, высокопарной чушью». Не выдержав удара критики, спектакль с треском провалился. Более современная и близкая к нам версия Марка Бэрона 2007 года оказалась гораздо удачливее. И пару лет назад Театр музыкальной комедии, в последние годы реализующий на своей сцене бродвейские франшизы (самая успешная из них – мюзикл «Бал вампиров», чей беспрецедентный триумф повторить пока не удалось), получил лицензию на постановку «Франкенштейна». Был даже объявлен кастинг. Но по причинам, о которых мы можем только догадываться, правообладатели лицензию отозвали. Театру пришлось справляться своими силами и создавать весь материал заново, как и в случае с недавней премьерой «Я ненавижу Гамлета».

В результате родился наш, российский «Франкенштейн» на музыку Романа Игнатьева. Постановщиком и автором либретто выступил признанный мастер жанра, ныне главный режиссер театра «Ленком Марка Захарова» Алексей Франдетти. Прошлый сезон выдался у него очень продуктивным. Только в Петербурге Франдетти выпустил две премьеры – «Обыкновенное чудо» в ТЮЗе им. А. Брянцева и «Маугли» в Театре эстрады. А ведь были еще спектакли в Москве! Удерживать достойный уровень качества при таком количестве выпускаемого продукта удается далеко не всем. Мюзикл хоть и популярный жанр, но трудоемкий, штамповки не терпит. И «Франкенштейн», при всей техничности, зрелищности, высокопрофессиональной музыкальной подготовке (все-таки уровень артистов, оркестра, хора, их слаженной, практически идеальной работы в Театре музыкальной комедии очень высокий), вышел не без потерь, уступая лучшим спектаклям Франдетти. А музыкальная часть, за которую отвечал главный хормейстер Музкомедии, дирижер Алексей Нефедов, своей филигранной нюансировкой, ритмической остротой, идеальной ансамблевостью певцов и оркестра затмевает постановочные придумки и обнажает нестыковки в режиссерском замысле.

Фото: Юлия Губина.

Действие перенесено в 1970-е годы. «Это семьдесят второй. Мы по встречке мчим без тормозов», – поют люди в брюках-клеш и прическах с начесом. «Все возможно», – подхватывают этот свободный порыв родители Виктора Франкенштейна и отправляют его учиться в университет. Поначалу такое решение кажется концептуальным. Но ответа на вопрос, почему «все возможно» для Франкенштейна становится именно в 1970-е, а не в 1930-е, 1940-е или, например, 1990-е, спектакль не дает. К финалу отсылка в 70-е выглядит совсем необязательной, временные рамки размываются, и остается лишь музыка в стиле рок, сочиненная композитором Игнатьевым.

Сюжет спектакля включает элемент иммерсивности: действие начинается и заканчивается сценой суда, в котором зрителям отведена формальная роль присяжных. Эта игра продолжается и в антракте: голос из динамиков сообщает, что «суд удаляется на заседание». Свидетелем на суде выступает капитан дальнего плавания Роберт Уолтон, он рассказывает о деле давно минувших дней – встрече с неким Виктором, поведавшем ему страшную историю своей жизни. Участников этой истории уже нет в живых, и зрителям предлагается вынести героям свой вердикт. Кого же нам предлагается судить?

Ответ на этот вопрос дан не сразу, а ближе к финалу, когда становится очевидно, что судят Виктора Франкенштейна, а вместе с ним и все человечество. Его обвинитель — то самое существо, которое ученый создал в лаборатории, оживив мертвое тело казненного на электрическом стуле преступника. При виде содеянного, Виктор впал в болезненное беспамятство и бросил свое создание на произвол судьбы. И дело тут не только в ответственности ученого за проводимые эксперименты, но и в слове бросил: созданный Франкенштейном монстр борется за его любовь, которой он достоин по праву «рождения», и не может простить предательства родителя. Тут поднимается тема другого, иного, не такого как все, но тоже претендующего на любовь и человеческое участие, даже если он оживший мертвец, вселяющий ужас во всех окружающих. Мы в ответе за тех, кого сотворили – таков основной месседж спектакля.

Любители пощекотать себе нервы останутся довольны: в соответствии с фабулой романа жуть неумолимо нарастает. Дважды демонстрируется сцена казни на электрическом стуле, неоднократно – препарирование и оживление трупов электротоком (для этого Виктору служат обыкновенные автомобильные провода-прикуриватели, в народе крокодилы), милейшего мальчика, маленького брата Франкенштейна, поющего ангельским голоском, утаскивает в лес кровожадное чудище, а убиенная невеста Франкенштейна восстает из мертвых и становится зомби (не без помощи жениха, разумеется), но вовремя это понимает и кончает с собой. Ну и еще кое-чего по мелочи. К финалу количество трупов превышает драматические пределы и вызывает комический эффект, но монстр по-прежнему на свободе.

И тут надо сказать о зрелищной стороне спектакля. Компактно утрамбовав в несколько коротких, сменяющих друг друга как в калейдоскопе клиповых эпизодов всю предысторию появления монстра, авторы не поскупились на эффекты в сценах с его участием. Молнии, световые всполохи, звуковые спецэффекты (саунд-дизайнер Валентин Шишкин), мрачная, но не лишенная иронии черно-белая анимация (художник-аниматор Илья Старилов), даже настоящий огонь, вспыхивающий на авансцене буквально над головой дирижера – поражают воображение.

Само Создание, как названо детище Франкенштейна в программке, на премьере играл Кирилл Гордеев, артист незаурядных внешних и вокальных данных, любимец публики. С помощью грима он изменен практически до неузнаваемости и превращен в монструозного зомби – зрелище жутковатое. Но по мере очеловечивания и осознания себя существо это вызывает неожиданную симпатию: Гордеев играет отчаяние брошенного ребенка, его озлобленность на весь мир и прежде всего на своего «родителя», с которым он отныне навеки связан. Этот высоченный бугай, восставший из мертвых в результате бездумного научного эксперимента – проклятие и рок Франкенштейна, но и оправдание их общего существования. Им друг без друга теперь никуда. Потерявший все и всех Виктор до конца дней обречен преследовать свое Создание, которое безудержно творит зло, но остро нуждается в принятии и любви своего создателя.

Роль Виктора на премьере исполнил Ярослав Баярунас – обладатель ярких вокальных данных и хрупкой, почти бесплотной внешности, свойственной романтическим героям и нервическим влюбленным, одержимым страстью и гибельными идеями. Вместе с Гордеевым они образуют замечательный дуэт, в котором есть элемент двойничества героев. Все время меняясь ролями, становясь то преследователем, то жертвой, Франкенштейн и его Создание вызывают одинаковый эффект симпатии и отвращения одновременно.

В финале умирающий Виктор говорит своему Созданию, ищущему в нем любви и принятия: «Я не знаю, что такое любовь. Мне осталась только ненависть». И это звучит как главный приговор Франкенштейну. Мчась «без тормозов по встречке» и поверив в то, что «все возможно», он уничтожил не только тех, кого любил, но и все человеческое в себе. На этой печальной ноте суд удаляется на заседание.


Текст: Екатерина Рыбас

Журнал «Петербургский театрал». 2023. Ноябрь. №6 (46). 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги
01.08

Что «Культура Петербурга» рекомендует почитать ко Дню железнодорожника?

Книги
16.07

Что почитать ко Дню новых друзей?

Выставки
ПМЭФ
18.06

Русский музей открыл уникальную выставку отечественного авангарда

Книги
Михаил Булгаков
14.05

Что случилось с героями романа «Мастер и Маргарита»?

Выставки
16.05

«Жизнь замечательных собак»: в Мраморном дворце показали ретроспективу пушистых любимцев

Смотреть все