Опубликовано: 14 января 2025 года
15 января вполне достойно звания противоречиво–величественного и сказочно–торжественного дня. Этому способствуют события, выпавшие на данное число.
Так с 2011 года 15 января отмечается День образования Следственного комитета Российской Федерации, задача которого - противодействие коррупции и раскрытие мошеннических схем в государственном аппарате и на предприятиях.

В эту же дату, но в далеком 1958 году в нашем городе навсегда замерло сердце одного из величайших сказочников мира, советского писателя и драматурга Евгения Львовича Шварца.
Казалось бы, сложно найти произведения, которые могли бы хоть как-то связать два этих разноплановых события. Однако, внезапно подумалось: «Есть ли сказки, в которых, например, использовались бы детективные сюжеты?» И такие произведения были найдены.

Даниэль Клугер «Новые приключения Гулливера» - Москва: Издательство «Текст», 2021. — 256 с.: (Это фантастика!).
Первым из сказочных детективов хочу представить книгу, вышедшую в серии «Это фантастика!» и перевернувшую мое представления о мирах лилипутов и великанов. На примере этой работы легко понять, как удивительна природа детективного жанра.
В этом фантастическом детективе в роли следователя выступает всемирно известный литературный герой. Даниэль Клугер обращается к классическим произведениям Джонатана Свифта о путешествиях Лемюэля Гулливера и дополняет их детективными эпизодами, в которых персонаж расследует кровавые преступления, оставшиеся по воле Свифта нераскрытыми. Автору удалось не только создать увлекательный сюжет, но и с удивительной точностью воспроизвести язык хорошо знакомого всем полного перевода «Путешествий Гулливера», созданного гениальным ленинградцем Адрианом Антоновичем Франковским.
Могу сказать, что Клугер не впервые предлагает читателю столь внезапные сюжетные повороты. Почему такие метаморфозы случаются с текстами, никакого отношения к жанру не имеющими? Видимо потому, что эти произведения не случайно стали мировой классикой. Одна из причин - их удивительная глубина, которая сродни глубине самой жизни, и потому в этих книгах есть место всему.
А, может быть, это специфический взгляд талантливого автора?
В любом случае, рекомендую погрузиться в сказочный детектив (и особенно внимательно прочитать послесловие…).

Марина и Сергей Дяченко «Масштаб» - Москва: Издательство «Эксмо», 2022. -480 с.: (Метафантастика Марии и Сергея Дяченко).
От новых приключений Гулливера перейдем к сборнику, включающему в себя: роман в трех повестях и парочку вещиц, относящихся к жанру детективной фантастики. Дяченко давно и заслуженно получили звание мэтров жанра. Скучно не будет.
Основной, давший название сборнику роман, сюжетно не прост: Лео и Эльза вместе расследуют политически значимые убийства. От того, как быстро и точно сработают напарники, зависит будущее их стран: в любой момент может начаться мировая война на полное уничтожение. Конфликтуя и притираясь друг к другу, герои решают детективные головоломки. Между следователями возникает притяжение, которому невозможно сопротивляться. Но как быть, если Эльза ростом с многоэтажный дом, а Лео помещается у нее на ладони?
Несмотря на все сложности, влюбленные проводят три расследования. И ни одно из них не является детективом в классическом понимании, хотя герои и ведут поиск улик, опрос подозреваемых, выдвижение версий. Однако для обоих на первом плане - политическая обстановка.
А читателям, конечно же, интересно следить за взаимоотношениями парочки – сначала настороженными, затем - всё более и более уважительным.
Общение Лео и Эльзы усложняется не только размерами, культурными различиями и подписками о неразглашении. Дело в том, что ребята и поговорить-то друг с другом нормально не могут, так как от голоса Эльзы Лео может оглохнуть, а его голос для любимой– неразборчивый комариный писк. К счастью, на помощь паре приходит современная техника. Детективов спасают видеосвязь и микрофоны.

В произведении есть трогательные моменты, например, когда «букашка» Лео защищает Эльзу. И в этот момент становится ясно, что на самом деле «великанша» и майор сыскной службы Министерства обороны Эльза Бауэр совершенно по-девичьи ранима и трепетна, что и люди-люди, и люди-великаны могут быть абсолютно разными, но такими похожими (добрыми, глупыми, непорядочными или расистами). А мы, читая, умиляемся, смеемся, плачем, ужасаемся и сопереживаем… Потому что верим. И надо сказать, что «Бронзовый РОСКОН» - не очередная награда, врученная этому роману в 2023 году, а достойное подтверждение качества работы.
Есть в книге и внецикловые произведения.
Канва сюжета одного кажется старой и актуальной одновременно — противостояние и сосуществование двух концептуальных подходов к жизни. На разных сторонах баррикады - цивилизация и природа, естественная среда обитания и «каменные джунгли». Эльфы выступают против орков, веснары против йоллей. У одних - образование, медицина (йолли даже вакцинируют жителей Цветущей страны от красной чумы, делая это принудительно — аааа, никаких ассоциаций?). У них - искусство, архитектура, железные дороги, университеты. У других - знахарство, мощное волшебство и слияние с природой.
В итоге - вегетарианцы против мясоедов. Запад против Востока. так и хочется привести цитату:
«Для тебя родина – корень, на котором ты сидишь. Для меня – подарок, который я несу в мир».
История начинается как расследование убийства, а заканчивается размышлением на тему исторической правды и общественных идеалов. Что важнее: знать правду во всем ее отнюдь не героическом многообразии или же оставить сложившийся в обществе идеал, который продолжает вдохновлять новые поколения на смелые поступки.
Другая сказочная повесть еще более заковыристая: убийство скромной учительницы, очевидно совершенное известным магом, зачем-то стершим свою память. За изучение обстоятельств берется упрямый и дотошный следователь... Простой детектив в антураже городского фэнтези? Конечно, нет. Сергей и Марина Дяченко так мелко не плавают. В этом небольшом произведении авторы «разрабатывают» сразу несколько пластов: философских, социальных, бытовых. Получается, как всегда у этих авторов, очень тонкое, мудрое, душевное произведение.
Последним хочу рассмотреть потрясающее издание.

Евгений Шварц «Собрание сочинений в 10 томах. Том 1. Произведения 1910-х.- начала 1930-х годов.; Том 2. Произведения 1930-х годов.; Том 3. Произведения 1940-х годов » - Санкт – Петербург: Издательский дом «Петрополис», 2024 - 2025. — 612 с.: ил +24 с.: цв. ил.; 696 с.: ил +20 с.: цв. ил.; 696 с.: ил +24 с.: цв. ил.
Это издание - бальзам на душу. Не просто собрание, раскрывающее грани таланта всеми любимого сказочника. А заодно показывающее скрытое доселе от широкого взора наследие. Но, учитывая, что один из членов редакционной коллегии – внучка великого выдумщика, иначе и быть не могло.
И, глядя на метель за окном, вполне достойную присутствия Снежной королевы, применю-ка я одно с детства всем известное, надежное заклинание:

- Снип!
В первом же томе, помимо собрания потрясающих детских произведений, драматургии (известной и малознакомой), абсолютно неизвестного поэтического наследия автора, есть еще и не публиковавшийся ранее «бонус» - пьеса, остававшаяся все эти годы лишь рукописной версии.

- Снап!
Во втором томе, кроме редкостей (малоизвестных пьес для драматического и кукольного театра, а также сатирических обозрений), можно увидеть:
- раннюю редакцию «Тени»;
- сценический вариант «Красной шапочки» и т. д.

- Снурре!
Третий том вас также обогатит:
- пьесой «Под липами Берлина», написанной в соавторстве с Михаилом Зощенко еще до начала Блокады;
- журнальным вариантом «Сказки о потерянном времени» плюс с версией для кукольного театра;
- ранней (!), совсем не похожей на окончательный вариант, редакцией «Дракона».
И на закуску – не публиковавшееся ранее либретто пьесы «Один день».
- Пурре-базелюрре!
Я прямо изнываю от интереса, какими еще сокровищами одарят нас великолепные издатели в последующих томах! Буду с нетерпением ждать…
В качестве послесловия к описанию первых трех томов хочу процитировать начало пьесы Евгения Шварца «Снежная королева».
«Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, аптекари, учителя, кучера, актеры, сторожа. А я вот - Сказочник.
И все мы - и актеры, и учителя, и кузнецы, и доктора, и повара, и Сказочники - все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди!»
Удачи, счастья и интересных книг! Заполняйте полки своих библиотек!!
Так с 2011 года 15 января отмечается День образования Следственного комитета Российской Федерации, задача которого - противодействие коррупции и раскрытие мошеннических схем в государственном аппарате и на предприятиях.

В эту же дату, но в далеком 1958 году в нашем городе навсегда замерло сердце одного из величайших сказочников мира, советского писателя и драматурга Евгения Львовича Шварца.
Казалось бы, сложно найти произведения, которые могли бы хоть как-то связать два этих разноплановых события. Однако, внезапно подумалось: «Есть ли сказки, в которых, например, использовались бы детективные сюжеты?» И такие произведения были найдены.

Даниэль Клугер «Новые приключения Гулливера» - Москва: Издательство «Текст», 2021. — 256 с.: (Это фантастика!).
Первым из сказочных детективов хочу представить книгу, вышедшую в серии «Это фантастика!» и перевернувшую мое представления о мирах лилипутов и великанов. На примере этой работы легко понять, как удивительна природа детективного жанра.
В этом фантастическом детективе в роли следователя выступает всемирно известный литературный герой. Даниэль Клугер обращается к классическим произведениям Джонатана Свифта о путешествиях Лемюэля Гулливера и дополняет их детективными эпизодами, в которых персонаж расследует кровавые преступления, оставшиеся по воле Свифта нераскрытыми. Автору удалось не только создать увлекательный сюжет, но и с удивительной точностью воспроизвести язык хорошо знакомого всем полного перевода «Путешествий Гулливера», созданного гениальным ленинградцем Адрианом Антоновичем Франковским.
Могу сказать, что Клугер не впервые предлагает читателю столь внезапные сюжетные повороты. Почему такие метаморфозы случаются с текстами, никакого отношения к жанру не имеющими? Видимо потому, что эти произведения не случайно стали мировой классикой. Одна из причин - их удивительная глубина, которая сродни глубине самой жизни, и потому в этих книгах есть место всему.
А, может быть, это специфический взгляд талантливого автора?
В любом случае, рекомендую погрузиться в сказочный детектив (и особенно внимательно прочитать послесловие…).

Марина и Сергей Дяченко «Масштаб» - Москва: Издательство «Эксмо», 2022. -480 с.: (Метафантастика Марии и Сергея Дяченко).
От новых приключений Гулливера перейдем к сборнику, включающему в себя: роман в трех повестях и парочку вещиц, относящихся к жанру детективной фантастики. Дяченко давно и заслуженно получили звание мэтров жанра. Скучно не будет.
Основной, давший название сборнику роман, сюжетно не прост: Лео и Эльза вместе расследуют политически значимые убийства. От того, как быстро и точно сработают напарники, зависит будущее их стран: в любой момент может начаться мировая война на полное уничтожение. Конфликтуя и притираясь друг к другу, герои решают детективные головоломки. Между следователями возникает притяжение, которому невозможно сопротивляться. Но как быть, если Эльза ростом с многоэтажный дом, а Лео помещается у нее на ладони?
Несмотря на все сложности, влюбленные проводят три расследования. И ни одно из них не является детективом в классическом понимании, хотя герои и ведут поиск улик, опрос подозреваемых, выдвижение версий. Однако для обоих на первом плане - политическая обстановка.
А читателям, конечно же, интересно следить за взаимоотношениями парочки – сначала настороженными, затем - всё более и более уважительным.
Общение Лео и Эльзы усложняется не только размерами, культурными различиями и подписками о неразглашении. Дело в том, что ребята и поговорить-то друг с другом нормально не могут, так как от голоса Эльзы Лео может оглохнуть, а его голос для любимой– неразборчивый комариный писк. К счастью, на помощь паре приходит современная техника. Детективов спасают видеосвязь и микрофоны.

В произведении есть трогательные моменты, например, когда «букашка» Лео защищает Эльзу. И в этот момент становится ясно, что на самом деле «великанша» и майор сыскной службы Министерства обороны Эльза Бауэр совершенно по-девичьи ранима и трепетна, что и люди-люди, и люди-великаны могут быть абсолютно разными, но такими похожими (добрыми, глупыми, непорядочными или расистами). А мы, читая, умиляемся, смеемся, плачем, ужасаемся и сопереживаем… Потому что верим. И надо сказать, что «Бронзовый РОСКОН» - не очередная награда, врученная этому роману в 2023 году, а достойное подтверждение качества работы.
Есть в книге и внецикловые произведения.
Канва сюжета одного кажется старой и актуальной одновременно — противостояние и сосуществование двух концептуальных подходов к жизни. На разных сторонах баррикады - цивилизация и природа, естественная среда обитания и «каменные джунгли». Эльфы выступают против орков, веснары против йоллей. У одних - образование, медицина (йолли даже вакцинируют жителей Цветущей страны от красной чумы, делая это принудительно — аааа, никаких ассоциаций?). У них - искусство, архитектура, железные дороги, университеты. У других - знахарство, мощное волшебство и слияние с природой.
В итоге - вегетарианцы против мясоедов. Запад против Востока. так и хочется привести цитату:
«Для тебя родина – корень, на котором ты сидишь. Для меня – подарок, который я несу в мир».
История начинается как расследование убийства, а заканчивается размышлением на тему исторической правды и общественных идеалов. Что важнее: знать правду во всем ее отнюдь не героическом многообразии или же оставить сложившийся в обществе идеал, который продолжает вдохновлять новые поколения на смелые поступки.
Другая сказочная повесть еще более заковыристая: убийство скромной учительницы, очевидно совершенное известным магом, зачем-то стершим свою память. За изучение обстоятельств берется упрямый и дотошный следователь... Простой детектив в антураже городского фэнтези? Конечно, нет. Сергей и Марина Дяченко так мелко не плавают. В этом небольшом произведении авторы «разрабатывают» сразу несколько пластов: философских, социальных, бытовых. Получается, как всегда у этих авторов, очень тонкое, мудрое, душевное произведение.
Последним хочу рассмотреть потрясающее издание.

Евгений Шварц «Собрание сочинений в 10 томах. Том 1. Произведения 1910-х.- начала 1930-х годов.; Том 2. Произведения 1930-х годов.; Том 3. Произведения 1940-х годов » - Санкт – Петербург: Издательский дом «Петрополис», 2024 - 2025. — 612 с.: ил +24 с.: цв. ил.; 696 с.: ил +20 с.: цв. ил.; 696 с.: ил +24 с.: цв. ил.
Это издание - бальзам на душу. Не просто собрание, раскрывающее грани таланта всеми любимого сказочника. А заодно показывающее скрытое доселе от широкого взора наследие. Но, учитывая, что один из членов редакционной коллегии – внучка великого выдумщика, иначе и быть не могло.
И, глядя на метель за окном, вполне достойную присутствия Снежной королевы, применю-ка я одно с детства всем известное, надежное заклинание:

- Снип!
В первом же томе, помимо собрания потрясающих детских произведений, драматургии (известной и малознакомой), абсолютно неизвестного поэтического наследия автора, есть еще и не публиковавшийся ранее «бонус» - пьеса, остававшаяся все эти годы лишь рукописной версии.

- Снап!
Во втором томе, кроме редкостей (малоизвестных пьес для драматического и кукольного театра, а также сатирических обозрений), можно увидеть:
- раннюю редакцию «Тени»;
- сценический вариант «Красной шапочки» и т. д.

- Снурре!
Третий том вас также обогатит:
- пьесой «Под липами Берлина», написанной в соавторстве с Михаилом Зощенко еще до начала Блокады;
- журнальным вариантом «Сказки о потерянном времени» плюс с версией для кукольного театра;
- ранней (!), совсем не похожей на окончательный вариант, редакцией «Дракона».
И на закуску – не публиковавшееся ранее либретто пьесы «Один день».
- Пурре-базелюрре!
Я прямо изнываю от интереса, какими еще сокровищами одарят нас великолепные издатели в последующих томах! Буду с нетерпением ждать…
В качестве послесловия к описанию первых трех томов хочу процитировать начало пьесы Евгения Шварца «Снежная королева».
«Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, аптекари, учителя, кучера, актеры, сторожа. А я вот - Сказочник.
И все мы - и актеры, и учителя, и кузнецы, и доктора, и повара, и Сказочники - все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди!»
Удачи, счастья и интересных книг! Заполняйте полки своих библиотек!!
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться