Опубликовано: 05 июня 2024 года
6 июня можно смело обозначить, как день грандиозно-величавый, поскольку эта дата является Днем рождения не только горячо любимого всеми Пушкина, но и хорошего петербургского писателя Виктора Конецкого. И оба этих события венчает Международный день Русского языка!
Свой обзор хочу начать с рассказа об удивительном мастере книжной миниатюры, участвовавшем в пресс-конференции, посвященной празднованию 225-летия дня рождения Александра Сергеевича и проходившей в медиацентре портала «Культура Петербурга», Андрее Рыкованове. Он родом из Омска, работал в «Культурном центре имени А.С. Пушкина» и участвовал в проекте «Генетический код России». На мероприятие привез свои уникальные издания крохотного размера. Несмотря на миниатюрность, это полноценные книги «Няне» и «Талисман». Каждая из них содержит всего одно произведение. Однако томики богато и искусно иллюстрированы, имеют форзац и нахзац, суперобложки и вполне годны к прочтению даже не вооруженным глазом.
Кстати, на второй книге, содержащей стихотворение «Талисман» можно остановиться особо. Как известно, «солнце русской поэзии» не только верил в приметы, но и придавал особое мистическое значение талисманам и оберегам. Одной из вещей, которую поэт особенно ценил, был перстень. Именно ему в 1827 году классик посвятил свой знаменитый стих, который овеян тайнами и загадками по сей день.
Перстень литератору подарила графиня Елизавета Воронцова в период его Южной ссылки. Пушкин любил презент, почти не расставался с ним, за исключением того случая, когда забыл подарок графини дома. После этого Александр Сергеевич просил своего брата отправить талисман и написал в письме, что «скучает за подарком Елизаветы». Вернув, Пушкин снял подарок Воронцовой только будучи при смерти, чтобы отдать его близкому другу - Василию Жуковскому. Тот, как и Александр, не сомневался в магических свойствах талисмана. Как и Пушкин, он нашел подарку Елизаветы нового владельца. Василий вручил перстень сыну, чтобы тот отдал его Тургеневу. И только наследница Ивана Сергеевича оборвала традицию, передав талисман поэта в 1887 году в Пушкинский музей.
Позже перстень был украден, его судьба неизвестна...
Вот на этой таинственно – тревожной ноте и перейдем к первому произведению, раскрывающему некоторые тайны из жизни нашего Поэта.
Дмитрий Миропольский «18/14. Старшему восемнадцать / Младшему четырнадцать» — Москва - Санкт-Петербург: Издательства «АСТ», «Астрель-СПб», «Хранитель», 2008. — 320 с. (Кинороман).
Школьная программа (в том виде, который я помню с уроков литературы) показывает Пушкина картинно–плоским, бронзово–скульптурным, очень талантливым и уж слишком положительным. Когда рассказывают о лицейских годах поэта, он предстает смесью из карандашного портрета, скульптуры на скамейке, шуршащих листьев и платонических охов и вдохов. Хотя, на самом деле, такого шкодливого мальчишки было, наверное, еще и поискать.
А то, что в Царском селе в момент учебы поэта происходила серия таинственных убийств, в которых был замешан человек из ближайшего окружения Саши (тогда еще не Сергеевича), школьная программа тогда не рассказывала, да и сейчас, думаю, не расскажет.
Сюжет произведения Миропольского - потрясающий: самому старшему из лицеистов - 18 лет, младшему – 14. Позже они навсегда войдут в историю: Александр Горчаков станет канцлером Российской империи, Александр Пушкин – великим поэтом, Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер – декабристами.… Но сейчас на дворе 1814 год, и будущие великие учатся в Лицее, закрытой элитной школе при императорском дворе Александра Первого. Здесь, под Петербургом, в Царском Селе одна за другой страшной смертью умирают женщины, с которыми знакомятся юноши. Звериная жестокость серийного убийцы и непонятное орудие, которым он наносит раны, вселяют ужас в сердца жителей фешенебельного столичного пригорода. Граф Аракчеев требует скорейшей поимки Царскосельского «душегубца».
Как говорит автор этой книги в послесловии, «…своим появлением «1814» обязана …. желанию интересно рассказать интересную историю».
Процитирую пару абзацев:
«…великие, выдающиеся, из ряда вон выходящие – как раз и называются так потому, что нарушают установленные правила и крушат стандарты в любом возрасте, начиная уже со школьной скамьи! Они – не податливые куски глины, из которых можно запросто слепить что заблагорассудится. Но и не бронзовые истуканы, расставленные на площадях. Они – живые. Живые и бесконечно интересные. А значит, и рассказ о них должен быть живым и интересным».
…
«Ведь сегодня в школах за партами тоже сидят фантазеры, шалуны и упрямцы. Будущие горчаковы, которые изменят государство. Будущие пушкины, которые изменят культуру. Будущие пущины и кюхельбекеры, которые изменят общество. Будущие великие, которые изменят наш мир»…
Я очень рекомендую эту книгу как ступеньку, дающую возможность за бронзовыми памятниками и строчками в энциклопедии разглядеть живых, выпуклых и реальных людей. И главное – иными глазами посмотреть на детей вокруг…. Пока не можем предсказать, кто из них и как проявит себя в будущем, но приглядеться точно стоит.
Виктор Конецкий «Морские повести и рассказы» — Санкт – Петербург: Издательство «Азбука, Азбука-Аттикус», 2019. — 736 с. (Русская литература. Большие книги).
«Флот извечно стоял одной ногой на воде, другой — на юморе», – писал Конецкий, профессиональный моряк и один из самых издаваемых, а также любимых читателями русских авторов XX столетия. Рассказы и повести автора так или иначе связаны с морем или посвятившими ему жизнь людьми, произведения основаны на личных наблюдениях и часто автобиографичны. Занимательно описывая рабочие будни участников полярного рейса, создавая меткие и выразительные портреты героев, отдавая дань северной природе, писатель затрагивает такие непростые темы, как противоречивость человеческой натуры, способность не терять лицо в сложных ситуациях – будь то столкновение с морской стихией или необходимость трудного нравственного выбора в отношениях с людьми.
Произведения Конецкого привлекают задушевной простотой: словно это не книга, а разговор с приятелем, вернувшимся из плавания и делящимся с тобой последними байками. Плюс тонкий юмор, без которого на флоте порой просто не обойтись. И, конечно, доскональное знание автором темы повествования. Виктор Викторович окончил училище подводного плавания, но был уволен из Военно-морского флота в период хрущевских сокращений и стал моряком гражданского флота. Одновременно начал писать рассказы и повести о том, что лучше всего знал и любил.
Самое же потрясающее в книге, это язык. Автор выбрал такую специфическую и редкую для писателей форму изложения как «канцеляризм» (тот самый, на котором пишут практически все официальные документы и отчеты). Но, работая в этом необычном языковом пространстве, настоящий мастер сумел так четко расставить акценты и подобрать слова, что юмор в его произведениях вызывал и вызывает у читателей хохот до колик.
Лучшие морские произведения Конецкого были собраны в одном увесистом томе в серии «Русская литература. Большие книги», который можно назвать питательной смесью для мозга и души, прозой, способной мгновенно переходить от забавнейших случаев в область глубокой философии.
Дмитрий Каралис «Петербургский альбом. Избранные сочинения» - Москва: Издательство «Наша Молодежь», 2022. — 496 с.
Теперь от именинников перейдем к писателям, во имя которых не в последнюю очередь и учреждался в 2010 году тот самый Международный День Русского языка.
Первым из них хочу представить Дмитрия Каралиса. Самое интересное в работах автора состоит в том, что никаких ярчайших событий Каралис в своих произведениях не отражает, пишет о самых обыденных вещах. Например, в «Петербургском альбоме» есть роман-исследование «В поисках утраченных предков» о том, как писатель собирал свою родословную, отталкиваясь от необычной фамилии. Вы скажете, что тут увлекательного и любопытного? А вот и не соглашусь! Написано настолько завораживающе, что открой произведение на любой странице и оторваться от него будет, ох, как нелегко…. Если вы хотите: построить дом, прожить жизнь между Зеленогорском и Ленинградом, найти предков и насладиться эссе о Великих (кстати, оба именинника есть в этом списке) – сделать это легко! Просто открой книгу…..
Книги Дмитрия - это глоток петербургского воздуха и легкий бриз с Финского залива. Не случайно Виктор Конецкий относил произведения Каралиса к «прозе здравого смысла».
Александр Егоров «Мечтатели» — Санкт – Петербург: Издательство «Твой. Текст», 2021. — 248 с. (Библиотека проекта «Твой. Текст». Большая серия).
Эту книгу посоветовал мне один друг, мнением которого я сильно дорожу. Томиком обзавелся, но сразу начать читать не смог – отвлекли дела. Однако в командировку в Сыктывкар взял легкую книгу с собой. Кондиционированный воздух и льющийся в громадные окна солнечный свет в зале вылета в Пулково – хороший антураж для чтения. Открыл «Мечтателей» и … случилось то самое чудо, которого я всегда ищу в новом произведении.
В моей юности, в журнале «Искорка» печатались повести - «Визит вежливости», «Хранитель планеты», написанные ленинградским – петербургским писателем Александром Житинским. С первых же строчек «Мечтателей» меня посетило ностальгическое воспоминание – ощущение, появлявшееся когда-то давно при прочтении тех детских произведений.
Сюжет одновременно затейлив и прост: Денис - обыкновенный 17-летний парень любит необыкновенную девушку Таню, которая, будучи слабовидящей, даже не может его разглядеть, зато она сочиняет фэнтези о волшебном острове, где ее мечты сбываются. Но правда оказывается слишком жестокой. Сказочная история спорит с реальностью, да и сами герои этой сказки пытаются понять: кто и зачем их придумывает?
Роман «Мечтатели» - победитель конкурса литературных произведений о людях с ограниченными возможностями «Твой. Текст» (Петербург, 2020 г) - как шкатулка с секретом. Это «пара романов в одном», где главная героиня тоже сочиняет свою историю. В произведении Егорова немножко мистики, очень много непарадного и парадного Петербурга, друзей, недругов, счастья и разочарований. Это добротный кусок жизни, прожитый у вас на глазах героями, сопереживать которым начинаешь с первой строчки….
И самое восхитительно и одновременно важное в книге – это возможность следить за тонким и изящным процессом, как Таня интерпретирует реалии жизни, перенося их в выдуманный, сказочный мир.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться