Опубликовано: 19 декабря 2023 года
Начнём по старшинству:
Брешко-Брешковский Николай Николаевич. «В когтях германских шпионов...» — Москва: Издательство Вече, 2022. — 480 с. («Военные приключения»).
Первой хочу представить одну из редчайших, забытых более чем на сто лет, книгу (начало публикации в периодике тысяча девятьсот четырнадцатого года), впервые переизданную недавно в серии «Военные приключения». Это прекрасный шпионско-приключенческий сюжет от яркого представителя русской журналисткой школы. К слову, в свое время популярности Николая Николаевича завидовал сам Куприн, а Блок читал Брешко-Брешковского в периодике запоем.
Сюжет довольно прост: все ближе мировая бойня, но никто не догадывается, что она вот-вот начнется. Никто, кроме особо доверенных агентов германской разведки, изо всех сил, старающихся раздобыть сведения о новейшем российском оружии и подкупить нужных им людей. Но там, где есть разведка, обязательно проявят себя, и контрразведчики... Агенты влияния проворачивают свои дела прямо в Петербурге, жернова истории продолжают вращаться. И вот уже Европу охватывает пламя Первой мировой войны...
Роман была настолько популярен, что, возможно, явился одним из спусковых крючков произошедшего в 1914 году разрушения скульптурной группы «Диоскуры» (стоявшей на здании Германского посольства на Исаакиевской площади) - монументальной композиции, изображающей двух исполинских мужчин со щитами в руках, ведущих под уздцы пару сильных коней. Здание самого посольства было достроено в январе 1913 года и вызывало весьма противоречивые отзывы у жителей. Уже в 1914 году антигермански настроенные петербуржцы ворвались в строение и разломали статуи. Один медный возничий был сброшен на землю, его сотоварищ и кони были сильно «помяты и выведены из вертикального состояния», а потому вскоре были сняты и увезены в неизвестном направлении. В настоящее время в том самом здании Германского посольства располагается Главное управление Министерства юстиции России по Санкт-Петербургу.
Судьба же самого романа была незавидна – после революции он был благополучно забыт и лежал в Российской национальной библиотеке, что на площади Островского. Немаловажным фактором, способствующим забвению, было то, что автор уже после революции в 1920-х годах покинул пределы России и погиб в эмиграции в 1943 году.
Несмотря замечания постреволюционной критики: «Пришла война, и нужны оказались германские зверства. Пожалуйста! И чего-чего только нет в новой, горячей еще, только что со сковородки Брешкиной книжке: и подлые шпионы, и героические сестры милосердия, и «орлы», «чудо-богатыри» русские, и кровожадные вампиры-немцы...» книга пропитана духом времени, и достойна прочтения. Многие из приключенческих книг автора были переизданы с 1990 х годов, а именно этому произведению не везло. Однако издательство «Вече» вновь открыло для нас эту книгу.
Платов Леонид Дмитриевич. «Московский Салют» — Рязань: Издатель Митин А. С., 2023. — 608 с.: илл. («Золотая полка. Библиотека приключений и научной фантастики»).
Под номером два хочу представить вышедший в серии «Золотая полка. Библиотека приключений и научной фантастики.» том собрания сочинений, напечатанный по авторской рукописи. Платов широко известен, благодаря произведению «Секретный фарватер», экранизированному в 80-х годах. История вышедшего тома-сюрприза сама по себе достойна отдельного освещения: это последний написанный Леонидом роман. Рукопись в 1979 г. застряла в «Воениздате», и а после смерти автора роман так и не увидел свет. В семейном архиве сохранилась напечатанная на машинке версия, с правками редактора и самого автора. Спустя годы ее превратили в достойную иллюстрированную книгу.
В произведение рассказывается о первых годах Великой Отечественной войны, сражениях под Москвой в октябре-декабре 1941 года. Центральные фигуры произведения — капитан Михаил Потапов и фашистский диверсант Ганс Грёнер, личным распоряжением адмирала Канариса направленный в Москву с ответственной миссией… Сюжет мастерски закручивает двух центральных персонажей в такой запутанный клубок, что с честью довести сюжет до логического конца мог только такой мастер слова, каким являлся Леонид Дмитриевич. Произведение не отпускает внимание читателя до последней строчки. И, естественно, не последнюю роль в интриге играют наши борцы невидимого фронта...
С одной стороны, мне очень жаль, что в свое время роман не был выпущен. С другой стороны, опубликованный именно сейчас, он наверняка заинтересует ценителей жанра, писателя и приключенческой литературы. Основная идея книги, написанной в прошлом веке, очень четко укладывается в философию нынешних не простых для нашей страны событий, что, конечно, подтверждает талант автора. Сейчас на фоне многих написанных и выпущенных различными издательствами произведений, этот роман остается очень своевременным и современным (несмотря на сорокалетнее лежание в архиве). Прекрасный слог будет сопровождать Вас при прочтении произведения. Окунитесь в военные годы и приключения героев - не пожалеете!
Идиатуллин Шамиль Шаукатович. «За старшего»— Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2024. — 408 с.: (РЕШ: страшно интересно).
Третьим пунктом хочу обратить внимание на переиздание в серии «РЕШ: страшно интересно» произведения «За старшего». Это была первая, после долгого перерыва книга, изданная автором не под псевдонимом, шпионский боевик и производственный роман одновременно.
Шамиль Идиатуллин — прозаик и журналист, дважды лауреат премии «Большая книга» — мастер самых разных жанров будь то: мистика и сказка, фантастика и соцреализм, детектив и альтернативная история. Автор пишет очень много и разнообразно.
В произведении «За старшего» сюжет лихо закручивается с первых страниц романа: Сотрудник Службы внешней разведки должен срочно найти данные о новейшей американской технологии. Менеджер компании, работающей над этой системой, должен срочно получить заказ Пентагона. Владелец российского военного завода, разрабатывающего аналогичную технологию, должен сесть в тюрьму за убийство жены и любовницы, которого не совершал. Друг одной из жертв офицер Следственного комитета, должен найти настоящих преступников. Страшнее всего, что в эту круговерть событий попадают дети владельца завода. И помочь всем, может лишь один человек. И который никому ничего вроде и не был должен. Пока не остался за старшего.
Автор написал остроумную и честную книгу о том, что нехорошо распродавать страну по кусочкам, потому что страна — это продолжение тебя, твоей семьи, твоего рода. А торговать семьей — грех пострашнее любого из библейских. А еще эта повесть о том, что знание, откуда мы, кто мы и куда идем, может обернуться хрестоматийным: «враги человека — домашние его». Но незнание еще хуже.
Хочу процитировать особо врезавшиеся в память фразы: «…Мы все стоим на плечах наших предков, и эта колонна уходит в бездну, но не падает, потому что предки держат. А если нам плевать на них, мы сходим с колонны — и ух в бездну — и падаем без срока и без смысла. Не сходи. С колонны не сходи…». Мне кажется, что эти слова нам нужно обдумывать и повторять как можно чаще. Откройте эту книгу и закрыть ее, не дочитав, будет очень сложно.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться