Опубликовано: 30 июля 2024 года
Искусство каллиграфии
Каллиграфия, искусство красивого письма, или шуфа, что на китайском языке означает «законы письма», — это самый почитаемый вид изобразительного искусства в странах Дальнего Востока. Считается, что истинные мастера каллиграфии могут выразить свой внутренний мир, передать свои мысли и чувства через абстрактные знаки и иероглифы. Они способны отразить культурные особенности и традиции страны, в которой живут. Каллиграфия считается одним из четырех наиболее востребованных умений и хобби древних китайских литераторов, наряду с игрой на струнных музыкальных инструментах, настольной игрой «Го» и живописью.
История китайской каллиграфии, занимающей важное место во всемирном культурном наследии насчитывает пять тысяч лет. Для того, чтобы овладеть китайской письменностью, потребуется выучить около пяти тысяч иероглифов, комбинация которых дает порядка 20 тысяч слов. В своей основе иероглифы происходят от рисунков, которые для простоты написания подверглись упрощению.
Каллиграфия развивалась на протяжении тысячелетий, и с каждым историческим периодом появлялись новые уникальные стили написания иероглифов. В китайской каллиграфии для создания знаков используют правила одного из пяти наиболее известных стилей.
- Стиль «Чжуаньшу» был официальным стилем письма в царстве Цинь в VIII–III веках до н. э. В чжуаньшу отсутствуют точка, крючок и ломаная. Все линии имеют одинаковую толщину, выполняются с равномерным нажимом, иероглифы вытянуты по вертикали.
-
Стиль «Лишу» был создан посредством переработки чжуаньшу, поскольку возникла потребность в более быстром написании текста. Он отличается квадратной конфигурацией иероглифов. Иногда этот стиль называют цзошу — деловое письмо. В период появления лишу начинают использовать кисть и, чуть позже, бумагу. Иероглифы в стиле лишу обычно немного вытянуты по горизонтали.
-
Стиль «Кайшу» — это основной стиль современной китайской письменности, стандарт которого сохраняет статус официального более 1300 лет. Иероглиф компонуется в квадрат.
-
Стиль «Cиншу» позволяет достичь большей скорости письма. Поскольку иероглифы, написанные этим стилем, ассоциируются с образом идущего человека, то он получил название «ходового письма». Иероглиф в стиле синшу может быть слегка вытянут, чаще по вертикали.
- Стиль «Цаошу» – главный скорописный стиль. Иероглиф упрощается, часть элементов иероглифа пропускается, оставшиеся значительно утрируются.
Кто такой Лю Хуншэн
Лю Хуншэн (刘洪生) – современный китайский каллиграф, занимающийся изучением этого искусства более 40 лет – с восьмилетнего возраста.Многие годы Лю Хуншэн посвященно занят обучением каллиграфии и сохранением традиционной китайской культуры. Художник является составителем учебников Министерства просвещения КНР, научным руководителем выпускных работ по каллиграфии, получил звание популяризатора культуры в провинции Шаньси.
Лю Хуншэн провел более 200 лекций на тему «Приближаясь к каллиграфии» как в Китае, так и за его пределами. Кроме того, мастер создал первый в Китае обучающий мультфильм о каллиграфии, который в игровой форме знакомит зрителей с базовыми принципами этого искусства. Его смогут увидеть все посетители экспозиции в Михайловском замке.
В рамках выставки «Искусство китайской каллиграфии на Великом чайном пути» Лю Хуншэн планирует провести тематические мастер-классы.
Концепция выставки
Культурные связи между Россией и Китаем зародились еще в эпоху Великого чайного пути, во времена Петра Великого.Великий чайный путь существует и поныне. В 2023 году Россия, Китай и Монголия заключили соглашение о развитии туристического маршрута «Великий чайный путь», его география повторяет торговый путь, созданный в 18 веке для экспорта чая, из Китая через Монголию, Сибирь, Урал и Поволжье в Москву и Санкт-Петербург. К новому туристическому проекту уже готовы присоединиться 18 российских регионов от Забайкальского края до Санкт-Петербурга.
Русский музей, расположенный в Санкт-Петербурге, самой западной точке маршрута Великого чайного пути, продолжает традицию культурных контактов между двумя странами своим проектом «Русский музей на Великом чайном пути». Этот масштабный проект призван познакомить жителей Китая и России с культурой и искусством двух стран
На выставке представлены около 80 свитков Лю Хуншэна. Тематически работы можно разделить на три раздела:
- копии со стел надписей знаменитых каллиграфов древности, выполненных Лю Хуншэном;
- авторские работы мастера;
- материалы лекций, в которых он детально разбирает особенности стилей великих каллиграфов древности, таких как Оуян Сюнь, Чжао Мэнфу, Янь Чжэньцин, Ван Сичжи и Ми Фу.
Выставку дополняют портреты этих выдающихся мастеров каллиграфии, выполненные госпожой Ван Лижун, и четыре работы госпожи Лю Вэйи, талантливой ученицы Лю Хуншэна. В Китае есть выражение «Иероглифы похожи на людей, которые их создали». Лю Хуншен решил включить копии надписей знаменитых каллиграфов в экспозицию, чтобы познакомить зрителя с их надписями как со своеобразными авторскими портретами классиков.
Выставка продлится до 15 сентября.
Подробности
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться