Летающий альтист и славянские мифы дачных поселков
Репортажи и рецензии

13 января 2024 года

Летающий альтист и славянские мифы дачных поселков

Фото: нейросеть.

Если посмотреть на дату 13 января, мы увидим два очень разноплановых, но от того не менее значимых праздника.

Фото: нейросеть.

Во-первых, отмечается День российской печати, который связан с исторической датой — началом издания первой российской печатной газеты. В 1703 году по указу Петра I вышел в свет первый номер русскоязычной газеты «Ведомости». Причем в подготовке издания принимал участие и сам самодержец, который отбирал материал для публикации, проверял качество переводов и производил корректуру.

 Фото: нейросеть.

Во-вторых, в этот день празднуют канун Старого Нового года, а по народно-христианской славянской традиции День святой Маланьи, который в разных частях нашей большой страны называли также Васильев вечер, Щедрый день и Овсень. Но при любом названии этот день был занят приготовлением к праздничному, как правило, обильному застолью. Поскольку верили, что, чем изобильнее и разнообразнее будет стол, чем радостнее и добродушнее посиделки, тем более благополучным окажется год.

 Фото: нейросеть.

Сегодняшний обзор будет посвящен не традиционным трем, а четырем произведениям. Причем трое из авторов пришли к созданию романов и повестей из журналистики (поэтому их включение в подборку актуально в День печати). А книга четвертого писателя целиком посвящена зимнему Петербургу.

 Фото: fanlab.ru

Павел Нилин «Жестокость. Испытательный срок. Последняя кража» — СПб: Издательство «Азбука», 2016. — 512 с. («Азбука-классика (pocket-book) — Классика XX века»).


В свое время в серии «Азбука-классика (pocket-book) — Классика XX века» выходил сборник очень ярких произведений (две повести и рассказ). Все они хорошо известны читателям среднего и старшего поколения, и достаточно давно уже не переиздавались (я нашел лишь издание 2016 года и то в мягкой обложке). Но ранее эти книги выходили в свет довольно часто. Одну из этих повестей, а именно «Испытательный срок», привез мне в детстве на дачу отец. Персонажи в книге были выписаны так ярко, что я заинтересовался писателем и вообще описанным периодом.

Все произведения трилогии посвящены работе уголовного розыска в Сибири в начале 20-х годов XX века. Причем выстроена книга в хронологическом порядке, а не в порядке написания своих частей (надо сказать, что завершающий рассказ вышел в далеком 1937 году, а повести, описывающие более ранний период, гораздо позже - в 1955/56).

Писатель Павел Филиппович сам работал в сибирском «УГРО» и свой путь журналиста начинал именно из этой части нашей страны. В свое время считалось, что вся социально ориентированная литература началась именно с Нилина. В последние годы этот автор незаслуженно забыт, хотя его произведения особенно важны именно сейчас. Ведь они рассказывают о том, как важно оставаться человеком в любой жизненной ситуации. Срез того времени схвачен острым взглядом и описан настолько мастерски, что за приключениями Егорова, Жура и других участников хочется следить, не отрываясь.

 Фото: fantlab.ru

Владимир Орлов «Альтист Данилов. Аптекарь» — СПб,: Издательство «Азбука, Азбука Аттикус», 2022. — 928 с.: («Русская литература. Большие книги»).


Под номером два хочу представить вышедший недавно в серии «Русская литература. Большие книги» сборник романов (включающий рассказ-приквел), где можно прочитать забавные истории, случившиеся в Москве на излете советской поры.

Все эти произведения щедро сдобрены мистикой. Автор показывает, что пока суетливый, авантюрный и шумный город преображается, за будничной неразберихой скрывается движение незримых сил. И здесь находится место и демону-музыканту, который время от времени развлекает себя полетом к Останкинской башне, сопровождая движение разрядами молний, и рабу бутылки, берегине Любови Николаевне, способной самовольно, на свой вкус, меняет жизнь граждан, скинувшихся на «пузырь».

«Альтист Данилов» - это легкая, забавная история, полная тончайших наблюдений и размышлений, в произведении есть и безудержный полет фантазии, и острая социальная сатира, а прочтение романа оставляет ни с чем несравнимое «послевкусие», как будто где-то что-то мелодично и тихо прозвенело.… Как не высокопарно звучит, эта книга о вечных ценностях и о большой любви, являющейся основой любого творчества. Много лет назад это произведение выходило в журнале «Новый мир». И я очень рад, что замечательный русский писатель, обладающий настоящим творческим даром, не был забыт.

В романах Владимира чувствуются отголоски произведений Гофмана, Гоголя и Булгакова, но при этом автор «Аптекаря» имеет свой собственный неповторимый голос и статус классика современной литературы.

 Фото: fantlab.ru

Дарья Бобылёва «Вьюрки» - Москва: Издательство «АСТ», 2022. — 412 с.: (Книги Дарьи Бобылёвой).


Третье произведение, о котором я хочу рассказать, выходило в серии «Книги Дарьи Бобылёвой». Автор молодой, но мастерски владеющий словом. В романе реалии современных дачных поселков искусно переплелись со славянскими мифами.

Представьте себе – дачный отдых, шашлыки, речка, запах травы, послеполуденный зной…. Чего больше всего хочется в такой день городскому человеку? Может быть, скрыться среди уютной зелени? Но воплощение этой мечты чреваты для героев страшными последствиями… история постепенно превращается в кошмар.

Что, если ты НИКОГДА не сможешь покинуть свою дачу? Связи нет, дорога упирается в лес, соседи ведут себя странно, и лето — чертово лето! — никак не кончается...

Роман вошел в лонг-лист премий «Большая книга», «Ясная Поляна», «Интерпресскон» и получил премии «Новые горизонты» и «Мастера ужасов».

Книга замечательная, смешная и ужасающая, выплескивает на читателя и ставит с ног на голову, казалось бы, простые и неоспоримые истины. Поневоле задаешься вопросом – где бережливость перерастает в жадность, как уберечься от попадания в замкнутый круг, и наконец, как покинуть дачу?

Это достойная переработка или, вернее сказать, проработка народных поверий, концентрированно собранных в одном произведении. Поэтому роман можно читать на нескольких уровнях. Как яркую копилку летних впечатлений, с которой приятно заново пережить самые беззаботные недели года. Как страшную сказку с загадками, показывающую дачную жизнь с той стороны, какая не видна человеческому глазу. Или как психологическую притчу о том, что делают с человеком подавленная обида, скрытая враждебность и тайный страх, когда герой теряет контроль над чувствами. Дарья Бобылёва написала фольклорный триллер, в котором водяные, лесные, домовые сущности не выглядят такими уж нелюдями, в сравнении с дачниками, готовыми извести друг друга за компост и сорняки, по навету или от тоски.

 Фото: Ozon.ru

Георгий Иванов «Китайские тени. Мемуарная проза» - Москва: Издательство «АСТ», 2013. — 778 с.: («Мемуары русского зарубежья»).


Вот и праздничный подарок. В серии «Мемуары русского зарубежья» в свое время был выпущен том «Китайские тени. Мемуарная проза» (самый полный на сегодняшний день сборник мемуарной прозы Георгия Иванова).

Мне очень нравятся стихи и мемуарная проза Георгия Иванова, названного когда-то самым молодым поэтом Серебряного века и единственным великим поэтом русской эмиграции. Но прославился он не только великолепными стихами, но и своими воспоминаниями. В книгу "Китайские тени. Мемуарная проза" вошли его очерки и воспоминания о других гениях того же периода. Кроме того, произведения Иванова передают тоску по родине, испытываемую им в эмиграции.

Тонко подмеченные нюансы и отточенность хлестких формулировок поражают даже современного читателя. Хотя сто лет назад после публикации отдельных очерков в прессе появлялись гневные отповеди Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Игоря Северянина. Но никто не оспаривал, что «воздух эпохи» Иванов передал идеально, а также то, что ему удалось ухватить самую душу «столицы столиц», города-мифа, описанного уже оттуда, из «эмигрантской были».

Георгий писал о «Бродячей собаке» и «Цехе поэтов», Блоке и Гумилёве, Анне Ахматовой и Осипе Мандельштаме, Сергее Есенине и Сергее Городецком – всем том, что являлось ушедшей на дно Атлантидой, именуемой когда-то «блистательный Петербург».

Именно издание 2013 года считается наиболее полным и вобравшим в себя все известное наследие Иванова, просвещенное городу, которого нет. Читателю предлагается прогуляться по тому самому Петербургу, а потом Петрограду, который автор покинул в 1922 году, и увидеть мир глазами классика.

 

 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

День Победы
30.04

Ровный строй, чеканный шаг

Петербург готовится ко Дню Победы. Прошли репетиции пешей части парада — показываем, как это было....

Книги
11.04

Будущему – верить!

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил книжную подборку ко Дню космонавтики. 

Смотреть все