Мне придется держать ответ за всё, что делал не так…
Репортажи и рецензии

15 марта 2024 года

Мне придется держать ответ за всё, что делал не так…

Так получилось, что 15 марта сошлись вместе три нетривиальных праздника: Всемирный день уважения, День ошеломления, День правдивой исповеди. 

Фото: нейросеть.

Вообще нетривиальных праздников в этот день больше, но давайте остановимся на этих трех. В честь события хочу поговорить о книгах, ошеломивших меня. Причем вызвавших это чувство в хорошем смысле. Каждое из произведений в большей или меньшей степени связано со всеми тремя праздниками.

 Фото автора.

Евгений Дубровин «В ожидании козы» — Санкт-Петербург, Москва: Издательство «Речь»», 2024. — 208 с.: с илл. (Вот как это было).

            В серии (Вот как это было) переиздана повесть Евгения Пантелеевича Дубровина. Честно говоря, ни название, ни иллюстрации меня на первом этапе не зацепили. Сложно ожидать от книги, на обложке которой значится «В ожидании козы», да еще и с иллюстрациями, напоминающими творчество 12-летнего ребенка… чего-то выдающегося. И тем ошеломительней для меня оказалась история, написанная (как выяснилось) еще в 1968 году.

Сюжет не избит: Закончилась война. В семью неожиданно возвращается отец, которого считали погибшим. Мужчина заново знакомится со своими сыновьями, но заброшенным и не признающим ничьего авторитета мальчишкам он кажется совершенно чужим человеком - Диктатором, с которым братья, Виктор и Вад, решают бороться.

А вокруг - голод, неразорвавшиеся снаряды, отсутствие работы. В поисках лучшей̆ доли семья переезжает в родное село отца. Но и здесь нет спасения: та же разруха, а вместе с ней - подозрительность и опасливое отношение друг к другу. Родители мальчишек уходят покупать козу - ведь молоко значит достаток и сытость. Но коза не становится для семьи символом счастливой жизни.

Писатель пронзительно, но при этом очень просто рассказал о самом важном: о человечности, доброте и взрослении. Получилась вневременная история. Автором уловлены все оттенки трудности выбора и ответственности - за принятое решение и его последствия. Широким мазком выписаны все нигилистические ошибки подростков, приемы и ухищрения, с помощью которых пацаны пытаются выцарапать себе свободу. В ход идет все то, что может вывести из себя трудолюбивого, но не очень образованного отца – декламация псевдо-интеллектуальных историй, нарочитый отказ от еды, уничтожение вещей. Очень хорошо показано, как и почему начинает просыпаться в старшем из братьев то отцовское «дикататорство», против которого он совсем еще недавно восставал. И те трагические последствия, к которым может привести извечное мальчишеское - «назло бабушке отморожу уши»….

Я открыл книгу, укладывая младшего сына спать и не смог оторваться, пока не дочитал произведение до конца. Передо мной была очень хорошая, пронзительная история. Повесть о том, как часто мы начинаем понимать родителей, когда становится уже слишком поздно, и ничего изменить и не исправить нельзя. Чем старше, тем все больше ловишь себя на фразах и поступках, которые помнишь с детства из общения со своими родителями. Особенно врезался в память кусок последнего предложения повести «…и мне придется держать ответ за всё, что делал не так».

Несмотря на то, что книга, казалось бы, предназначена подросткам, но ее строки цепляют и взрослых. Все мы встречали в своей жизни немало людей от 18 и до глубоких седин, подходу к жизни которых был свойственен подростковый нигилизм. Но так ли важна правота, если твои родные плачут?

Фото: bookvoed.ru. 

Тимур Максютов «Ограниченный Контингент. Рожденные в СССР» — Москва: Издательство «АСТ», 2014. — 364 с.: с илл.

Однажды, лет в 30, я дал почитать книгу, прочитанную и проглоченную мной еще в детстве, своему другу. Дал как образец хорошей, историко-приключенческой литературы. И тем удивительней была для меня его реакция. Друг сказал, что ему очень жаль, что книга не попала к нему руки в детстве или юношестве. Возможно, она смогла бы что–то изменить в его жизни.

Вот и с этой книгой Максютова у меня произошло тоже самое. В лавине изданий, буквально заполонивших пространство интернет магазинов и площадок, она в свое время пролетела мимо моего внимания. В плотном информационном потоке рецензий, льющемся на нас всех сейчас практически из «каждого утюга», в череде рекламных объявлений о гениальности произведения, сложно вычленить, действительно, настоящие работы. Если посмотреть на обложки изданий любого магазина, ни на одной из них не увидишь честного - «Эта книга однодневка, плохо написанная и не содержащая ни одной мысли». Стоит войти в книжный магазин, как с прилавков в глаза тебе бросаются обложки «самых гениальных произведений». В итоге ты перестаешь смотреть на яркие картинки и просматривать книги новых авторов, а начинаешь ориентироваться на книжные рецензии и мнения друзей, имеющих вкусы, сходные с тобой.

Эту книгу Тимура я бы не стал даже смотреть. Армейская фотография на обложке, да и само название, сразу вызвало бы некоторое отторжение. Кажется, что это произведение о войне, адресованное исключительно мужчинам. Но это не так. Это книга - про жизнь и для всех. Всех, кто умеет чувствовать. То, что герои - бывшие военные, в данном случае, вопрос не принципиальный. Автор рассказывает истории из их мирной жизни, в которой они такие же люди, как и все остальные. Разве что со стержнем покрепче.

В книге короткие рассказы, написанные простым ясным языком. Читать их легко и интересно. Но легкое восприятие - не синоним поверхностного. Здесь много историй, которые заставляют задуматься... Второе, что привлекает - это иллюстрации. Они чудесные!

«Контингент» - это сборник рассказов, складывающихся в циклы. Это история потерянного поколения, рожденного в СССР. Мы тоже хватанули это время, хотя, может быть, и не такой полной ложкой, как поколение наших родителей. В книге - рассказы о том, как бывшие военные выживали в условиях перестройки. Невероятные истории, происходившие в Афганистане и горячих точках бывшего Союза, в монгольских степях и в цехах металлургических гигантов. Необычные судьбы, неординарные личности — служаки и отставники, «красные директора» и студенты питерских вузов. Яркие персонажи. Выразительный стиль. Юмор на грани фола. Трагизм и комичность. Экстрим и душевность.

 Фото автора.

«Полынья. Пробный шар: Альманах Выпуск 1» - Санкт – Петербург, Саратов: Издательство «Амирит», 2024. —288 с.

Я люблю читать альманахи. Если повезло с составителем, в сборнике есть главное – возможность прочитать произведение, за которым может стоять неплохой писатель. Это существенно облегчает жизнь читателю: отметив понравившихся прозаиков, можно начать искать и другие их повести и рассказы.

В свое время в одном из альманахов я прочитал свою любимую новеллу Роберта Льюиса Стивенсона «Сатанинская бутылка», в другом – талантливейшее произведение Виктора Поповичева «За пределами кольца», в третьем - просто шикарное «Житие Лаврентия Б. или Яд и Корона» Виктора Точинова и многое другое.

С представляемым альманахом история повторилась. Самое первое его произведение смогло моментально вызвать интерес, второе, выхваченное наугад, радость и смех, и желание читать, читать, читать без остановки.

Представьте перенесенных в нашу реальность: Андерсена, Гофмана, братьев Гримм, Гомера, Лофкадио Хирна, многих других классиков. А теперь вообразите, что они - наши современники, которые пишут также вдохновенно и искусно, воплощая в слова замыслы рассказов, повестей и стихотворений.

Произведения альманаха дают ответы на вопросы: как выйти из полночи двадцать второго века, зачем поселился в заброшенном доме фельдшер, как правильно двигать забор, как совместить в одном произведении царя Берендея и загадочного Мастера снов… Что видно в направлении Кремля? Для чего муравьям глаза? Как затягивает Родовое гнездо?

Я лично буду с большим нетерпением ждать второй выпуск. И надеяться, что волшебство искусства отличного произведения, поднятое здесь высоко повторится снова.


Портал «Культура Петербурга» благодарит: издательство «Речь» и главного редактора альманаха «Полынья» Юлию Карасёву -  за представленные книги.



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Театр
17.06

Чистейший прелести чистейший образец показывают в Театре Деммени

Театр
17.06

Наши люди в МХТ

07.06

Пушкин побеждает время и пространство в Строгановском дворце

Пушкин225лет
Книги
05.06

Факты биографии Пушкина, о которых не рассказывали в школе

Книги
27.05

С 321-летием, Петербург!

Ко Дню рождения города Кирилл Казачинский подготовил книжную подборку, связанную с Петербургом. 

Смотреть все