Фото: Ирина Иванова
Репортажи и рецензии

02 марта 2023 года

«Первая позиция. Русский балет»: не проходите мимо

Балет — национальная гордость России и визитная карточка российской культуры. В ЦВЗ «Манеж» до 21 мая 2023 года идет грандиозная выставка «Первая позиция. Русский балет». Подсказываем, на что стоит обратить пристальное внимание.


Экспозиция погружает посетителя в историю создания и развития балетного танца в России, рассказывает о произведениях, покоривших мир, исторических событиях, сопутствовавших развитию балета в России, легендах — балетмейстерах, хореографах, композиторах и танцовщиках, чьи имена вошли в историю этого вида искусства, а также о знаменитой системе балетного образования.

Чтобы посетитель не затерялся потоках информации, экспозицию поделили на тематические разделы, среди которых: «Царская ложа», «Советский балет», «Костюмерный цех», «Анатомия балета», «Лаборатория Лебединого озера».
Выставка «Первая позиция. Русский балет» в ЦВЗ «Манеж». Фото - Ирина Иванова

Начало пути


Экспозиция на первом этаже начинается с раздела «Царская ложа» и посвящена появлению и развитию балета в России. Она делится на эпохи при помощи деревянных профилей российских царей и императоров.
Выставка «Первая позиция. Русский балет» в ЦВЗ «Манеж». Фото - Ирина Иванова

Ровесник Петра I

В самом начале путешествия по выставке обязательно обратите внимание на небольшой театральный макет «Орфей и Эвридика». Эта инсталляция реконструирует сцену самого первого оперы-балета в России на сюжет греческого мифа об Орфее. Спектакль был представлен 16 февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича в селе Преображенском под Москвой. Память о постановке сохранилась благодаря запискам путешественника и дипломата Якова Рейтенфельса из Курляндии.

Балет «Орфей и Эвридика» — ровесник Петра I, родившегося в 1672 году, и старше Санкт-Петербурга почти на 30 лет.

Выставка «Первая позиция. Русский балет» в ЦВЗ «Манеж». Фото - Ирина Иванова

Вершина машинерии в балете


Балет «Корсар» 1858 года — это пираты, капитан-романтик, мятежи, грабежи, красивая история любви, многочисленные побеги плененных узников. В Петербурге «Корсар» был поставлен через два года после парижской постановки.

Сцена кораблекрушения считается одной из самых дорогих, а также вершиной развития машинерии в балете. Нажмите на незаметную красную кнопку рядом с инсталляцией, и корабль начнет тонуть на ваших глазах. А на противоположной стороне, пройдя чуть вперед, вы увидите схемы по устройству волн и качающегося судна.

Выставка «Первая позиция. Русский балет» в ЦВЗ «Манеж». Фото - Ирина Иванова

Танцы на бумаге

В современном мире балетные партии артисты могут выучить по видео записи. Раньше это можно было сделать только при помощи рисунков. Первая из известных систем нотации появилась на рубеже XV—XVI вв.еков, когда французский священник и композитор Туан Арбо начал передавать танцевальные па музыкальными знаками. В 1700 году французский балетмейстер Рауль Оже Фёйе опубликовал трактат, в котором появился сам термин «хореография», буквально означающий «запись танца». Через полтора столетия Артюр Сен-Леон расширил понятие до «стенохореографии» и стал обозначать позиции с помощью схематических фигурок. В 1859—1869 годах по соглашению с дирекцией императорских театров Сен-Леон трудился главным балетмейстером Петербургского театра.

Артист балета Мариинского театра в XIX веке Владимир Иванович Степанов создал собственную систему записи танцев и ввел термин «хореографическая партитура». Согласно «нотнолинейной» системе записи балетного танца каждое движение зашифровывается подобно музыкальным знакам. Его методика была утверждена дирекцией императорских театров. По этой системе в Мариинском театре было записано 27 балетов.

Но он неожиданно скончался в возрасте 29 лет, а дело его продолжил Александр Алексеевич Горский, который, доработав систему Степанова, издал пособие на русском языке «Таблица знаков для записывания движений человеческого тела по системе артиста императорских С. -Петербургских танцев В.И. Степанова». В дальнейшем усовершенствованный и упрощённый вариант системы Степанова использовался для записи репертуарных спектаклей петербургского балета.Современные хореографы опираются на эти записи при восстановлении балетов классического наследия.

На экспозиции представлены танцевальные нотации А.А. Горского вместе с художником К. Ф. Вальцем.

Не проходите мимо картин, приняв балерин за изображения цветов.
Выставка «Первая позиция. Русский балет» в ЦВЗ «Манеж». Фото - Ирина Иванова

Там русский дух, там Русью пахнет


Раздел «Русский дух» ожидаемо открывается афишами к балетной антрепризе, основанной русским деятелем театра и искусства Сергеем Павловичем Дягилевым. Она выросла из «Русских сезонов» 1908 года и существовала на протяжении 20 сезонов вплоть до его смерти в 1929 году. Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых входили балеты на музыку И. Ф. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское.

Выставка «Первая позиция. Русский балет» в ЦВЗ «Манеж». Фото - Ирина Иванова

И зовут меня Петрушка

Петрушка — герой сказок, узнаваемый символ русского кукольного театра. Имен у него много. Он же — мусью Подчинель, он же — мусью Паршинель, он же — Пётр Иванович Уксусов, он же — Ванька Рататуй. Сюжеты варьировались вокруг нескольких тем и передавались от актера к актеру, из уст в уста: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.

Композитор Стравинский поставил по нему балет «Петрушка» (русские потешные сцены в четырех картинах). Главный герой из бойкого шалуна и персонажа комедии, представителя народной смекалки и юмора, превратился в хореографический вариант литературного типа «маленького человека». Первым исполнителем партии, стал танцовщик Вацлав Нижинский, ставший одним из ведущих участников Русского балета Дягилева.

Буйство красок, выразительность, национальный колорит, проявлявшиеся как в музыке, так и в костюмах, декорациях, хореографии, привели зрителей в совершенное восхищение и установили в Европе моду на все русское.
Выставка «Первая позиция. Русский балет» в ЦВЗ «Манеж». Фото - Ирина Иванова

Жар-птица

Жар-птица — популярный персонаж славянских народных волшебных сказок. Огненная птица слепит сиянием глаза, но ее пение исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Поймать ее — одна из главных задач, которые задает в сказке царь-отец сыновьям. Собиратель славянского фольклора Александр Николаевич Афанасьев объяснял жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. В реальности прототипом Жар-Птицы является павлин.

Балет «Жар-птиица» поставил композитор Игорь Стравинский по заказу Сергея Дягилева для его антрепризы «Русские балеты». Премьера спектакля состоялась в Париже, на сцене театра Гранд-Опера 25 июня 1910 года.
Выставка «Первая позиция. Русский балет» в ЦВЗ «Манеж». Фото - Ирина Иванова

Костюм «Жар-птицы» в 2019 году. Автор: Т. К. Ногинова. Фото - Ирина Иванова

Балетная фальшь


Время первых годов существования СССР стало временем дискуссий на уровне руководства страны в 20 годы, нужен ли сам балет, и временем смелых экспериментов. «Не превращайте ваше искусство в издевательство над зрителями», — писали в газете «Правда» за 1936 год.

В конечном итоге, балет остался в жизни Советского союза и России.
Эскизы к балету «Красный вихрь» 1924 г. Фото - Ирина Иванова

«Лебединое озеро»


Кто не знает «Лебединое озеро»? «Лебединое озеро» знают все! Тема лебедей проходит красной нитью сквозь всю выставку. Уже в первом разделе экспозиции показывают инсталляцию встречи главных героев балета — Зигфрида и Одетты — во время охоты. Не пробегайте мимо в поисках более интересных экспонатов. С 1933 года этой сцены в балете больше нет.
Пропущенная сцена в «Лебедином озере». Фото - Ирина Иванова
А на втором этаже ЦВЗ «Манеж» вам покажут целую лабораторию Лебединого озера, в которой узнаете о его создании и эволюции постановок все! Вплоть до того, какие тапочки носил композитор П.И. Чайковский.
Тапочки Чайковского. Фото - Ирина Иванова

Попробовать балет самому


Выставка строится на сочетании уникальных подлинных экспонатов из 40 музеев, архивов и библиотек Санкт-Петербурга, Москвы и регионов России. Чтобы не переутомиться от получения информации, можно попробовать повторить балетные па самим с учетом собственной физической подготовки.
Инсталляции балетных движений для самостоятельного повторения. Фото - Ирина Иванова


Фото: Ирина Иванова

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

День Победы
30.04

Ровный строй, чеканный шаг

Петербург готовится ко Дню Победы. Прошли репетиции пешей части парада — показываем, как это было....

Книги
11.04

Будущему – верить!

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил книжную подборку ко Дню космонавтики. 

Блокада Ленинграда
Книги

Книги к 23 февраля: о загадочной параллели, рикошете и людях из стали

Наш книжный обозреватель Кирилл Казачинский подготовил подборку ко Дню защитника Отечества. 

Смотреть все