В Гостином дворе открылась выставка «Правда Востока»
Репортажи и рецензии

22 декабря 2023 года

В Гостином дворе открылась выставка «Правда Востока»

Фотоаппарат в качестве экспоната на выставке. Фото: Ирина Иванова.
21 декабря 2023 года в Государственном литературном музее «ХХ век» торжественно открылась выставка фотографий Макса Пенсона «Правда Востока». Экспозиция приурочена к 130-летию со дня рождения мастера. Посетители могут оценить здесь поэтику Востока во всем: будь то снимки Пенсона, путевые заметки, очерки и фельетоны Ильи Ильфа и Евгения Петрова.  


Кто такой Макс Пенсон?

Макс Пенсон родился в 1893 году в Беларуси в еврейской семье. В 1915-м он переехал в Узбекистан, где и прожил до конца своих дней. И именно здесь создал уникальную коллекцию фото.

Макс получил художественное образование в художественной школе в Миргороде Полтавской губернии, а затем продолжил образование в декоративно-малярном отделе художественно-промышленной школы общества имени Антокольского в Вильно.

В 1915 году Максу Пенсону было 22 года. Шла Первая мировая война, когда фотограф со своей семьей переехал в один из древнейших городов Узбекистана и всей Средней Азии - Коканд. До 1917 года работал сначала счетоводом и одновременно учителем рисования в местной школе. С 1923-го, по распоряжению Наркомпроса, был отозван в  Ташкент, где с 1925-го стал делать фоторепортажи, а год спустя стал работать фотокорреспондентом в редакции газеты «Правда Востока». В 1930-е годы в советском информационном агентстве ТАСС публикуются его фотографии, сделанные в период государственного строительства и индустриализации хлопководства в республике.
Портрет Макса Пенсона на выставке «Правда Востока». Фото: Ирина Иванова.

Сложно представить Узбекистан 1920-х и 50-х годов без фотографий этого автора. Макс запечатлел судьбы жителей республики на более чем 50 000 фотографиях. Сергей Эйзенштейн, встретившись с Пенсоном на съемках фильма о строительстве Большого Ферганского канала, признал художника известным представителем русского авангарда  Он писал, что «невозможно говорить о Фергане без упоминания вездесущего Пенсона, который прошел со своей камерой по всему Узбекистану». 

Работы фотографа экспонировались на выставках по всему миру. Его снимки ежедневно появлялись на страницах газеты, а также печатались во многих изданиях советской прессы, включая легендарный журнал «СССР на стройке» (один из его номеров в 1933 году был полностью построен на его фотографиях).

В 1937 году его фотография «Узбекская мадонна» облетела весь мир, попала на обложки журнала «Огонек», получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Точнее Макс назвал свою фотографию «Мать», а современное название фотография приобрела намного позднее. По воспоминаниям дочери фотографа Дины Ходжаевой-Пенсон, муж Узбекской мадонны распространение публикации вовсе не оценил. 

Фотография «Мать», она же «Узбекская мадонна» Макса Пенсона (справа). Фото: Ирина Иванова.


Макс умер в 1959 году в Ташкенте. Удивительный фотоархив из 50 тысяч негативов Пенсона чуть ли не пропал в руинах после землетрясения 1966 года, и сохранился только благодаря его потомкам. После фотографа осталось трое детей. Его сын, Мирон, стал в советское время известным кинематографистом, а Дина - фотографом. Внук Максим Пенсон — фотограф, издатель, дизайнер и переводчик, который предоставил материал для выставки в  Государственном литературном музее «ХХ век». 

Огромное спасибо Максиму, который предоставил возможность пользоваться богатым фотоматериалом. Сожалею, что его не оказалось на открытии. Рассчитываю, что следующий наш ход произойдет в Ташкенте, в том самом месте, где проживал Макс Пенсон. Немножко не соглашусь, что он «от сохи». Он учился в двух художественных заведениях. И это хорошо видно. В отличие от людей, которые не сталкивались никогда с изобразительным искусством. Его владение композиционными приемами, его владение светотенями, владение балансом между темным и светлым – они очаровательны, - 

сказал Давид Авакян, 
разработчик художественной концепции выставки от брендингового агентства ASGARD
и представитель интересов наследников Макса Пенсона. 


На выставке посетитель может ознакомиться с автобиографией Макса Пенсона, написанной от руки.  

Выставка посвящена Максу Пенсону, а называется «Правда Востока». Почему?


«Правда Востока» –  это общегосударственная общественно-политическая и социально-экономическая газета на русском языке, издающаяся в Узбекистане с 1917 года. Сначала под названием «Наша газета», затем с 1924 года как «Правда Востока». В этом сми начал путь журналиста Габриэль Уреклян, соавтор слов Государственного гимна СССР, здесь же работал автор 50 книг Раим Фархади и... Макс Пенсон. С 1925 года он стал делать фоторепортажи, а с 1926 года - работать фотокорреспондентом в редакции газеты.

Фактически газета «Правда Востока» - это история советской Средней Азии, изложенная в новом эпосе – газете. Здесь присутствует поэтический взгляд фотографа, большую часть жизни прожившего в Узбекистане, ставшем ему второй родиной. 

Поскольку создателем выставки выступает Литературный музей «ХХ век», то в концепцию экспозиции включили взгляд двух писателей Ильфа и Петрова, оказавшихся в Средней Азии проездом, в качестве корреспондентов. 
Общий вид выставки «Правда Востока». Фото: Ирина Иванова.
Название выставки «Правда Востока» является не только аллюзией на известную узбекскую газету, фотокорреспондентом которой был Макс Пенсон, но и размышлением о взаимосвязи «правды» и «газетной правды». Мастера фото и акулы пера должны были найти в реальности самое характерное и целесообразное: организовать «вырванные из жизни куски» в зрительно-смысловую формулу и придать ей художественную ценность.

Выставка объединила две полярно противоположные оптики. С одной стороны это визуальное воспроизведение реальности путем фотографии, с другой стороны это, конечно же, литература, это очерки, и это совершенно другая вербальная составляющая. Макс – это человек, который практически всю жизнь прожил в Узбекистане, и видел его как бы изнутри. А Ильф и Петров отправились в советскую Азию совсем ненадолго, и они были там вояжерами. Поэтому можно назвать их очерки взглядом снаружи. Мы знаем их как знаменитых писателей, которые написали «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», но не каждый вспоминает, что начинали они как журналисты, корреспонденты. 

Пенсон, Ильф и Петров жили в одно, но никогда не встречались. Однако история - это странная штука, она позволяет встретиться людям, не знакомым между собой, через 100 лет в одном пространстве, и рассказать нам о большой дружбе и народов, и отдельных людей, - 

сказала Марина Линович,
директор Государственного литературного музея «XX век». 


Турксиб — внешняя оптика выставки


В основу центральной инсталляции экспозиции лег образ стального пути, который соединил Сибирь и Среднюю Азию — Турксиб. это сокращенное название от Туркестано-Сибирской магистрали. Идея постройки железной дороги для связи Туркестана и Сибири возникла еще в 1886 году, но построили ее уже в советское время в 1927—1930 годах. Турксиб стал одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР, это магистраль, по которой белое золото доставляли в республики Советского Союза. Об этой железке даже сняли советский черно-белый документальный кинофильм «Стальной путь (Турксиб)».

По заданию главного печатного издания отечественных железнодорожников «Гудок» Ильф и Петров отправились в Среднюю Азию в 1930 году и попали на торжественное открытие Турксиба. Пройдя вдоль инсталляции, посетитель сможет проследовать путем замечательных писателей сатириков, которые проехали на спецпоезде, названном «Литер А», из Москвы до Ташкента. Гости смогут не только пройти и прочитать те станции, которые посетили писатели, но и узнать анекдотические случаи, произошедшие с ними в пути при помощи сканирования QR-кодов. 

Это уже была вторая поездка Ильи Ильфа в этот регион. До этого в 1929-м он посетил узбекский город Самарканд. А поездка 1930 года приятно удивила писателя, он увидел все те изменения, которые произошли, когда пустыни стали разрезать железные дороги, на пустынях - появляться города, а во всех поселениях открываться школы и библиотеки. Разумеется, Ильфа и Петрова не обошла животрепещущая для конца 1920-30-х годов тема – это вопрос раскрепощения женщин. Эта тема нашла свое отражение и в фотографиях Макса Пенсона.
Образ Турксиба на экспозиции с фотографиями Макса Пенсона. Фото: Ирина Иванова.

Освобожденная женщина Востока


Существовавший в европейском сознании образ восточной красавицы, запертой в гареме, в эпоху СССР претерпел значительные изменения. Вместо бесправной азиатки, укутанной в паранджу с ног до головы, в обществе возникло новое понятие – «освобожденная женщина Востока». Как появилась такая формулировка - вопрос дискуссионный, но, скорей всего, она возникла после Всесоюзного совещания комиссий по улучшению труда и быта женщин Востока в 1928 году. 

Переосмысление положения женщины в самой Средней Азии началось еще в XIX веке под влиянием исламской Турции, которая открыто заявила о необходимости  предоставлению ей социально-экономических прав, Российской империи и европейского просветительства. Но именно в советское время начались серьезные изменения в укладе жизни. В 20-е годы ХХ века в республиках СССР стартовала общественная кампания, получившая название «Худжум», в рамках которой тысячи женщин отказались от ношения паранджи. В Узбекистане 100 000 женщин сборсили свои покрывала. Руководство страны сознательно культивировало в республиках Средней Азии новый тип советской гражданки: независимой труженицы, активно участвующей вместе со всеми в строительстве коммунизма. 

Во многих советских газетах, фильмах и книгах тиражировался образ освобожденной женщины-азиатки. Пожалуй, одним из наиболее ярких художественных произведений на данную тему, стал фильм режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Не обошел эту тему и Макс Пенсон. 
Тема освобожденной женщины Востока в экспозиции. Фото: Ирина Иванова.
Он снимал  женщин повсюду: на фабрике, на стадионе, в музее. Даже если он фотографировал женщин под чачванами (прямоугольная густая сетка из конского волоса, закрывающая лицо), то они идут  из ичкари (женской половины дома) в ликбез, место массового обучение неграмотных взрослых чтению и письму в СССР. 

В 1923/24 году в Узбекистане работали 23 школы ликбеза на 500 женщин, а в 1930/31  учебном году в школах ликвидации безграмотности училось уже более 17 тысяч женщин.
Макс Пенсон. декаб 2023. Фото - Ирина Иванова-6391.jpg

У мусульманок появилась  возможность получать образование и работать наравне с мужчинами: теперь строились новые заводы, открывались школы и детские сады. Тем не менее, эта кампания встретила ожесточенное сопротивление со стороны сторонников укоренившихся средневековых норм и традиций. Так, в 1927-1928 гг. только в Узбекистане было убито свыше 2500 женщин из женотделов. Но в фотографиях Макса Пенсона отражена только светлая сторона вопроса.
Автор: Макс Пенсон. Учеба в школе. Фото: Ирина Иванова.
Автор: Макс Пенсон. Фото: Ирина Иванова.
Традиционные узбекские сюжеты и портретные съемки выполнены в пикториальной манере (несмотря на то, что в 1930-е году пикториализм уже подвергался гонениям за ориентацию на прошлое, Пенсон долго от нее не отказывался), а бурное развитие страны сняты в эстетике советского конструктивизма – с крупными планами и неожиданными ракурсами.

Репортажная съемка – это крайне сложное искусство, тем более для ХХ века. Поэтому так мало известно гениальных фотохудожниках в жанре репортажа. Искусство такой съемки посетители могут наблюдать на выставке. Здесь присутствует черно-белая фотография с красными яркими контрастными красками. Макс Пенсон, действительно, показывает эпоху крайне трагическую и героическую во всех проявлениях. Но на снимках не видно рефлексирующих лиц. Есть устремление вперед и надежда - в глазах, -

сказал Андрей Ильин,
директор Дома журналистов. 


Часть выставки. Фото: Ирина Иванова.

Петербург и Самарканд – столицы СНГ

Санкт-Петербург в уходящем году является культурной столицей Содружества. Совместно со странами СНГ было реализовано множество проектов в межбиблиотечном и в межмузейном сотрудничестве. Сегодня, когда до Нового года остается неделя, Государственный литературный музей «ХХ век» переносит нас в Узбекистан – в страну солнца. Мы видим его в ярких фотографиях замечательного фотокорреспондента Макса Пенсона. Я поздравляю Литературный музей «ХХ век» и Виртуальный музей Макса Пенсона с открытием уникальной выставки, -

заявил Антон Александров,
заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга. 


В 2024 году Самарканд перенимает статус у Санкт-Петербурга и становится культурной столицей Содружества. Организаторы выставки надеются на возможность показать выставку, посвященную Максу Пенсону, в Узбекистане. 

Экспозиция будет работать до 29 февраля 2024 года.

Время работы: 10:00 до 21:00.
Адрес: Ул. Садовая, 17 (2-ой этаж Гостиного двора).


Благодарю Лилию и Германа Ивановых за помощь в расшифровке аудиозаписи.




Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

День Победы
30.04

Ровный строй, чеканный шаг

Петербург готовится ко Дню Победы. Прошли репетиции пешей части парада — показываем, как это было....

Книги
11.04

Будущему – верить!

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил книжную подборку ко Дню космонавтики. 

Смотреть все