Опубликовано: 23 мая 2023 года
Весной в «Севкабель порту» открылась выставка, посвященная японским графическим рассказам. Данный проект - образовательный, он доказывает, что манга это художественное направление в искусстве, культурный феномен, прошедшей долгий путь развития. Экспозиция хронологически демонстрирует развитие явления и раскрывает связь манги с традиционным искусством. В пространстве «Цех» представлено более 200 экспонатов из частных коллекций Японии, Европы и Китая, рассказывающих об истоках манги, процессе создания старинных и современных работ, их влиянии на культуру. Посетители увидят свитки, гравюры, книги, вырезки из газет и журналов, тома манги, целлулоидные кадры анимации.

Выставка приглашает зрителей пройти путем манги вместе с персонажами Светой и Сашей, которые неожиданно попали на страницы рукописи. Все путешествие по экспозиции ведется от их лиц.


Выставочные пространства, оформленные в стиле японского жилища, посвящены разным темам и историческим периодам.

- «Вступление: визуальный язык манги» рассказывает о том, как читать подобное произведение и какие эмоции скрыты за графическими элементами: фоном, текстовыми рамками, значками.

- «Истоки манги» посвящены разным рукописным произведениям, которые те или иные исследователи считают прородителями современной манги. Среди них: карикатурные изображения лиц в храме Хорюдзи в Наре (VII в.), свиток «Тёдзю дзимбуцу гига» (XII в.), иллюстрированные книги периода Эдо (1603 – 1868), серия иллюстрированных книг «Манга Хокусая» (XIX в.) и журнал Japan Punch (XIX – XX вв.).
Отдельное внимание уделено свитку Тобы Содзё (один из авторов) «Тёдзю дзимбуцу гига» («Шутливые изображения птиц, зверей и людей»), который признан Национальным сокровищем.

- Раздел «Манга и японская гравюра» рассказывает об иллюстрированных книгах периода Эдо (1603 – 1868) и сложной технике создания гравюр. В то время Япония имела один из самых высоких образовательных стандартов в мире, даже женщины и дети умели читать и писать. Большое распространение получила культура аренды книг.





Также зал посвящен творениям Кацусики Хокусая (1760 - 1849). Его серии с изображениями волн и Фудзи известны далеко за пределами Японии. Помимо этого им были созданы книги без диалогов с изображениями житвотных, растений, пейзажей, зданий, людей и предметов, названные «Манга Хокусая». Здесь «манга» означает «разнообразные картинки».


- Раздел «Манга и сугороку» посвящен настольным играм, в которых игроки бросают кубик и передвигаются на определенное количество полей (к ним относятся нарды и игры-бродилки с полями-картинками). Чаще всего сугороку создавались по мотивам известных исторических и литературных произведений, сказок и легенд.



Также зал рассказывает о карикатурных работах в стиле тоба-э, популярных в XVII – XIX веках.


- Раздел «Манга: начало» посвящен политическим и культурным изменениям в Японии XIX века, а также влиянию на периодические печатные издания западной карикатуры и средств массовой информации. Отдельное внимание уделено художнику Китадзаве Ракутэну, которого часто называют «отцом японской манги», а также журналам англичанина Чарльза Виргмана, француза Жоржа Фердинанда Биго, американским комиксами, изданиям Китадзавы Ракутэна, Ютаки Асо, Окамото Иппэя. В этот период появилась «ранняя» манга, которая уже приобрела черты современной.






- Зал «Камисибай» рассказывает о появлении детской манги, художнике Суйхо Тагава и его манге «Норакуро», Кэйдзо Симаде и его истории «Бокэн Данкити», японском уличном бумажном театре камисибай (деревянная рамка с картинками), а также о художнике Мизуки Сигэру, который популяризировал образ ёкаев (сверхъестественных существ), частых персонажей современной манги и аниме.



- Раздел «Осаму Тэдзуки - бог манги» посвящен творчеству художника, изменившего индустрию. Кроме этого зал рассказывает о взаимовлиянии японской анимациии и Диснея, а также о связях манги с российским и советским искусством.





- Раздел «Манга для мальков» рассказывает о становлении рисованных историй для юношей и подростков, в том числе о научно-фантастической манге Осаму Тэдзуки «Могучий атом», повлиявшей на популярность робототехники в Японии.


- Зал «Манга для девочек» посвящен формированию идеального образа современной девушки: наивной, сентиментальной школьницы с преувеличенно женственными и одновременно детскими чертами. В этот период росло число девочек, получавших образование, и царили патриархальные взгляды на роль женщины. Одно из главных произведений зала - культовая манга Наоко Такэути «Сейлор Мун» о девочках-воинах, реинкарнациях защитниц Лунного королевства, возродившихся на Земле.






- Следующий зал посвящен «Индустрии манги», цифрам и статистике. Кроме того в нем посетители узнают об одном из самых успешных произведений за всю историю - пиратской манге Эйитиро Оды «Ван-Пис», которая выходит уже 55 лет.



- Далее идут залы, рассказывающие о жанрах и типах современной манги: боевая, приключения, фэнтези, комедия, школа, спорт, роботы, ужасы, киберпанк, фантастика, история и детектив. Здесь выставлены экземпляры манги, представляющие эти жанры, а также коллекционные фигурки. Несколько стендов посвящены сравнению выразительных приемов манги и кинематографа: построению кадра, ракурсу, планам и кадрированию, передачи течения времени и звуковым эффектам.



- Отдельный зал посвящен знаменитой манге Масаси Кисимото «Наруто», которая выходила с 1999 по 2015 годы. История о тернистом пути мальчика-ниндзи, борьбе и признании также была экранизирована в виде анимационных сериалов и полнометражек. Манга имеет миллионы фанатов по всему миру.



- Раздел «Медиамикс» рассказывает об индустрии превращения манги в аниме (анимационные фильмы) и наоборот. Рассматриваются популярные аниме «Покемон», «Дораэмон», «Акира», «Новый век: Евангелион», «Призрак в доспехах» и их последующая жизнь в виде фильмов, фигурок, игрушек, видеоигр, тематических парков развлечений. Например, прибыль популярнейшей медиафраншизы «Покемон» больше, чем у «Гарри Поттера» и «Звездных войн» вместе взятых.


- Отдельный зал посвящен «Атаке титанов» Хадзимэ Исаямы. Раздел рассказывает об идее создания манги и мифологических параллелях (титанах, гигантах) в сюжете. Манга определенных жанров зачастую основана на реальных религиозных или космогонических представлениях разных народов мира.





- Небольшая секция рассказывает о творчестве Хаяо Миядзаки и студии Ghibli. Представлена манга, созданная на основе анимационных шедевром Миядзаки.


- Последующий зал рассказывает о технике создания современной манги и демонстрирует рабочие инструменты мангаки (автора манги). Также здесь представлены фрагменты интервью с известными мангаками: Такэси Обата («Бакуман»), Наоко Такэути («Сейлор Мун»), Хадзимэ Исаяма («Атака титанов»), Эйитиро Ода («Ван-Пис») и Масаси Кисимо («Наруто»).



- Два последних зала посвящены российской манге в жанре постапокалиптического фэнтези «Тагар» и комиксу «Майор Гром» издательства Bubble Comics. Демонстрируются графические листы, а также реквизит со съемок фильмов о Майоре Громе.






К выставке подготовлен аудиогид.
Фото: Алёна Абрамова
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться