Весной в «Севкабель порту» открылась выставка, посвященная японским графическим рассказам. Данный проект - образовательный, он доказывает, что манга это художественное направление в искусстве, культурный феномен, прошедшей долгий путь развития. Экспозиция хронологически демонстрирует развитие явления и раскрывает связь манги с традиционным искусством. В пространстве «Цех» представлено более 200 экспонатов из частных коллекций Японии, Европы и Китая, рассказывающих об истоках манги, процессе создания старинных и современных работ, их влиянии на культуру. Посетители увидят свитки, гравюры, книги, вырезки из газет и журналов, тома манги, целлулоидные кадры анимации.
![Фото: Алёна Абрамова Фото: Алёна Абрамова](/upload/medialibrary/370/gvlntd0n7d8xr59ddfvlud4b1hstf91i.jpg)
Выставка приглашает зрителей пройти путем манги вместе с персонажами Светой и Сашей, которые неожиданно попали на страницы рукописи. Все путешествие по экспозиции ведется от их лиц.
![Путешествие со Светой и Сашей Путешествие со Светой и Сашей](/upload/medialibrary/bff/9oocl93mq6vcf7sf6vn897mj1ics1z43.jpg)
![Путешествие со Светой и Сашей Путешествие со Светой и Сашей](/upload/medialibrary/68b/zgdarex3qav30ne5hespxkyv3idaphb7.jpg)
Выставочные пространства, оформленные в стиле японского жилища, посвящены разным темам и историческим периодам.
![Зал «Манга и японская гравюра» Зал «Манга и японская гравюра»](/upload/medialibrary/adb/zehj5aofbnlj2uges2aqloo8bp9cfq2o.jpg)
- «Вступление: визуальный язык манги» рассказывает о том, как читать подобное произведение и какие эмоции скрыты за графическими элементами: фоном, текстовыми рамками, значками.
![Добро пожаловать Добро пожаловать](/upload/medialibrary/f96/frs9ck2ql5hkdixl3o8xe3v9u18b555m.jpg)
- «Истоки манги» посвящены разным рукописным произведениям, которые те или иные исследователи считают прородителями современной манги. Среди них: карикатурные изображения лиц в храме Хорюдзи в Наре (VII в.), свиток «Тёдзю дзимбуцу гига» (XII в.), иллюстрированные книги периода Эдо (1603 – 1868), серия иллюстрированных книг «Манга Хокусая» (XIX в.) и журнал Japan Punch (XIX – XX вв.).
Отдельное внимание уделено свитку Тобы Содзё (один из авторов) «Тёдзю дзимбуцу гига» («Шутливые изображения птиц, зверей и людей»), который признан Национальным сокровищем.
![Факсимильная реплика части свитка «Тёдзю дзимбуцу гига» Факсимильная реплика части свитка «Тёдзю дзимбуцу гига»](/upload/medialibrary/83c/zv0h4i1kpt26cbp6zw4teuijnvyqc50j.jpg)
- Раздел «Манга и японская гравюра» рассказывает об иллюстрированных книгах периода Эдо (1603 – 1868) и сложной технике создания гравюр. В то время Япония имела один из самых высоких образовательных стандартов в мире, даже женщины и дети умели читать и писать. Большое распространение получила культура аренды книг.
![Утагава Кунисада II. Иллюстрированная книга "Варабэута мёмё гурума", 1850-1867 гг. Утагава Кунисада II. Иллюстрированная книга "Варабэута мёмё гурума", 1850-1867 гг.](/upload/medialibrary/457/8o5fqu2vdlp8jdognryxlt267c5b2haj.jpg)
![Сцена в школе Тэракоя, 1844-1848 гг. Сцена в школе Тэракоя, 1844-1848 гг.](/upload/medialibrary/97f/4jouay3kjehp3b9v2qp307m5ohiqf4e3.jpg)
![Китагава Утамаро "Красавица Такасима Охиса с веером", 1793 г.. Перегравировка. Институт исследований гравюры Адати Китагава Утамаро "Красавица Такасима Охиса с веером", 1793 г.. Перегравировка. Институт исследований гравюры Адати](/upload/medialibrary/194/rvogwj52iw12eyge1p1lquq9dhapv4tn.jpg)
![Судзуки Харунобу "Девушка, срывающая цветы сливы", XVIII в.. Перегравировка. Институт исследований гравюры Адати Судзуки Харунобу "Девушка, срывающая цветы сливы", XVIII в.. Перегравировка. Институт исследований гравюры Адати](/upload/medialibrary/557/mpx4lprq4aodeve29mxekzzn0uy864zd.jpg)
![Сэнка Рютей по роману Такидзавы Бакина, художник Утагава Кунисада, Иллюстрированная книга "Легенда о восьми псах-воинах клана Сатоми", 1850-1867 гг. Сэнка Рютей по роману Такидзавы Бакина, художник Утагава Кунисада, Иллюстрированная книга "Легенда о восьми псах-воинах клана Сатоми", 1850-1867 гг.](/upload/medialibrary/cb1/z2hyntdjww1s93ybqnvb79mnyblk3j3e.jpg)
Также зал посвящен творениям Кацусики Хокусая (1760 - 1849). Его серии с изображениями волн и Фудзи известны далеко за пределами Японии. Помимо этого им были созданы книги без диалогов с изображениями житвотных, растений, пейзажей, зданий, людей и предметов, названные «Манга Хокусая». Здесь «манга» означает «разнообразные картинки».
![Кацусика Хокусай "Красная Фудзи" и "Большая волна в Канагаве" из серии "Тридцать шесть видов Фудзи". Перегравировка. Институт исследований гравюры Адати Кацусика Хокусай "Красная Фудзи" и "Большая волна в Канагаве" из серии "Тридцать шесть видов Фудзи". Перегравировка. Институт исследований гравюры Адати](/upload/medialibrary/c7a/8xz9fv6zrmml19klar74wa44e00s5uz1.jpg)
![Один из томов "Манги Хокусая". Печать с оригинальных досок Один из томов "Манги Хокусая". Печать с оригинальных досок](/upload/medialibrary/b34/74i30m7pqwvl5hwu8azfd4qx3k13hsuj.jpg)
- Раздел «Манга и сугороку» посвящен настольным играм, в которых игроки бросают кубик и передвигаются на определенное количество полей (к ним относятся нарды и игры-бродилки с полями-картинками). Чаще всего сугороку создавались по мотивам известных исторических и литературных произведений, сказок и легенд.
![Сугороку с изобржением бакэмоно (оживших вещей), XIX в. Сугороку с изобржением бакэмоно (оживших вещей), XIX в.](/upload/medialibrary/134/t6zkn0d9t246ga5dkrzbagnwlmqcgkns.jpg)
![Сугороку с изобржением актеров театра Кабуки, XIX в. Сугороку с изобржением актеров театра Кабуки, XIX в.](/upload/medialibrary/204/elht0w251widzd0cluawkw12zecjd3r5.jpg)
![Сугороку Сугороку](/upload/medialibrary/677/elu3eb7owyfogubwyivenouogk4onjyu.jpg)
Также зал рассказывает о карикатурных работах в стиле тоба-э, популярных в XVII – XIX веках.
![Тоба-э Работа Тоба-э](/upload/medialibrary/883/qp121uksppmvpa1ogb3jw6o81dsselbt.jpg)
![Фрагмент ширмы Оцу-э, XX в.. Мацуяма Такахаси IV (р. 1932) Фрагмент ширмы Оцу-э, XX в.. Мацуяма Такахаси IV (р. 1932)](/upload/medialibrary/d76/cmr5mwys5kvyav8y8adx0iqaqeg0orfk.jpg)
- Раздел «Манга: начало» посвящен политическим и культурным изменениям в Японии XIX века, а также влиянию на периодические печатные издания западной карикатуры и средств массовой информации. Отдельное внимание уделено художнику Китадзаве Ракутэну, которого часто называют «отцом японской манги», а также журналам англичанина Чарльза Виргмана, француза Жоржа Фердинанда Биго, американским комиксами, изданиям Китадзавы Ракутэна, Ютаки Асо, Окамото Иппэя. В этот период появилась «ранняя» манга, которая уже приобрела черты современной.
![Зал Зал](/upload/medialibrary/3d7/hl7vw0gxupn5dy0162qxk3zmrnxa599p.jpg)
![Иллюстрация из журнала Тоба-е Иллюстрация из журнала Тоба-е](/upload/medialibrary/a60/gdefz3bbimfkdue2tpyr79ypgney8tzf.jpg)
![Газетная листовка Газетная листовка](/upload/medialibrary/a5f/kb5yzwj8qo6d4e1ipbruiojj5y0fkn3i.jpg)
![Обложки журнала Tokyo Puck, нач. XX в. Обложки журнала Tokyo Puck, нач. XX в.](/upload/medialibrary/7e2/b930cslmif4c3g4v4v5hkqv4z5l0m0or.jpg)
![Китазава Ракутэн "Свиток" (???), шелк, дерево, бумага, тушь, нач. XX в. (фрагмент) Китазава Ракутэн "Свиток" (???), шелк, дерево, бумага, тушь, нач. XX в. (фрагмент)](/upload/medialibrary/7d5/v5i53gmqosy531eoqxwui07jehmcvijf.jpg)
![Китазава Ракутэн "Свиток" (???), шелк, дерево, бумага, тушь, нач. XX в. (фрагмент) Китазава Ракутэн "Свиток" (???), шелк, дерево, бумага, тушь, нач. XX в. (фрагмент)](/upload/medialibrary/9a1/zy40236rd0aw3q24l7klrptqe1empbaf.jpg)
- Зал «Камисибай» рассказывает о появлении детской манги, художнике Суйхо Тагава и его манге «Норакуро», Кэйдзо Симаде и его истории «Бокэн Данкити», японском уличном бумажном театре камисибай (деревянная рамка с картинками), а также о художнике Мизуки Сигэру, который популяризировал образ ёкаев (сверхъестественных существ), частых персонажей современной манги и аниме.
![Модели камисибай Модели камисибай](/upload/medialibrary/388/so32eyc6mb4qudolzsj4ez5on704jqlo.jpg)
![Мидзуки Сигэру, лист из серии гравюр с ёкаями, 2003 Мидзуки Сигэру, лист из серии гравюр с ёкаями, 2003](/upload/medialibrary/95d/442jvtm5wxwclgoxobh0e9i5z38w334b.jpg)
![Интерьер зала Интерьер зала](/upload/medialibrary/965/f0ksptqs02gd9ektg2hp9x1gzljuw6a3.jpg)
- Раздел «Осаму Тэдзуки - бог манги» посвящен творчеству художника, изменившего индустрию. Кроме этого зал рассказывает о взаимовлиянии японской анимациии и Диснея, а также о связях манги с российским и советским искусством.
![Японская гравюра с птицей Хо-о Японская гравюра с птицей Хо-о](/upload/medialibrary/7b4/xb6fpsufzk85um2kvdn2wv1df01vsfl8.jpg)
![Балет И. Стравинского "Жар-птица" Балет И. Стравинского "Жар-птица"](/upload/medialibrary/45d/s7e6cnl6kxmjdff4vfxlvr4r9o3pqpwg.jpg)
![Мультфильм "Конёк-горбунок" Мультфильм "Конёк-горбунок"](/upload/medialibrary/ca0/5nierseh20p4hkb7yr6rbioqqrly5t4g.jpg)
![Осаму Тэдзука Манга "Феникс" (1977 - 1995 гг.) Осаму Тэдзука Манга "Феникс" (1977 - 1995 гг.)](/upload/medialibrary/ed4/1i9d0xl2jtu8f7sqn3y4ou8nk91t4fw7.jpg)
![Пример развития сюжета Пример развития сюжета](/upload/medialibrary/cfd/bp6855y88fm3i6qieibwq1gztvu7u8kt.jpg)
- Раздел «Манга для мальков» рассказывает о становлении рисованных историй для юношей и подростков, в том числе о научно-фантастической манге Осаму Тэдзуки «Могучий атом», повлиявшей на популярность робототехники в Японии.
![Могучий Атом - персонаж аниме / Современный робот Могучий Атом - персонаж аниме / Современный робот](/upload/medialibrary/46c/gciow7a2a9p07soraqzyxq8t7xmexmv5.jpg)
![Тома манги Тома манги](/upload/medialibrary/9ab/9wn8w4sqhzb0tgyqin2ke2xuj116nsyx.jpg)
- Зал «Манга для девочек» посвящен формированию идеального образа современной девушки: наивной, сентиментальной школьницы с преувеличенно женственными и одновременно детскими чертами. В этот период росло число девочек, получавших образование, и царили патриархальные взгляды на роль женщины. Одно из главных произведений зала - культовая манга Наоко Такэути «Сейлор Мун» о девочках-воинах, реинкарнациях защитниц Лунного королевства, возродившихся на Земле.
![Зал Зал](/upload/medialibrary/346/le4td08y5uj7x9nu12pcgm5rqvfq848k.jpg)
![Иллюстрация из журнала "Женский мир" (1927 г.) Иллюстрация из журнала "Женский мир" (1927 г.)](/upload/medialibrary/89d/0rq4380ljkerfx3rfjyh9pc2holiy2mq.jpg)
![Матико Хасэгава Манга "Садзаэ-сан" (1971 г.) Матико Хасэгава Манга "Садзаэ-сан" (1971 г.)](/upload/medialibrary/bb9/j1obud3e2xor4buqjiltl1ktximfzgx6.jpg)
![Работы Накахары Дзюнъити (1913 - 1983 гг.) Работы Накахары Дзюнъити (1913 - 1983 гг.)](/upload/medialibrary/914/6kw14166iwkgigrkqhp0oluriotvzvkg.jpg)
![Персонажи манги и аниме для девочек Персонажи манги и аниме для девочек](/upload/medialibrary/22f/qgdei6jggjtz3gwg214b1vb1lpvnyetz.jpg)
![Фотозона в стиле Сейлор Мун Фотозона в стиле Сейлор Мун](/upload/medialibrary/1e2/c880tprhmgfktyka0w516bc132jth2b7.jpg)
- Следующий зал посвящен «Индустрии манги», цифрам и статистике. Кроме того в нем посетители узнают об одном из самых успешных произведений за всю историю - пиратской манге Эйитиро Оды «Ван-Пис», которая выходит уже 55 лет.
![Зал Зал](/upload/medialibrary/11f/r84v4jiv6jrrxw0t3f7fve9a0f9rv1bc.jpg)
![Журналы, в которых печатается манга Журналы, в которых печатается манга](/upload/medialibrary/d58/l0pt42lcz8n1zq91h6bfx734ilek6vh6.jpg)
![Скульптура Луффи и Эйса, персонажей манги и аниме "Ван-Пис" (2022 г.) Скульптура Луффи и Эйса, персонажей манги и аниме "Ван-Пис" (2022 г.)](/upload/medialibrary/103/r45274b1qe52do7rww52vkisfimt3zm3.jpg)
- Далее идут залы, рассказывающие о жанрах и типах современной манги: боевая, приключения, фэнтези, комедия, школа, спорт, роботы, ужасы, киберпанк, фантастика, история и детектив. Здесь выставлены экземпляры манги, представляющие эти жанры, а также коллекционные фигурки. Несколько стендов посвящены сравнению выразительных приемов манги и кинематографа: построению кадра, ракурсу, планам и кадрированию, передачи течения времени и звуковым эффектам.
![Зал Зал](/upload/medialibrary/2fa/ugq2hj3hc0msczyqgskw2lx4twvlxdc7.jpg)
![Тома манги Тома манги](/upload/medialibrary/47c/sut4x5wyicx5xhmy9sxgep0smmdy708e.jpg)
![Сопоставление выразительных приемов манги и кинематографа Сопоставление выразительных приемов манги и кинематографа](/upload/medialibrary/947/7x82t789xd4f1pyb0ih1dxe47blsykss.jpg)
- Отдельный зал посвящен знаменитой манге Масаси Кисимото «Наруто», которая выходила с 1999 по 2015 годы. История о тернистом пути мальчика-ниндзи, борьбе и признании также была экранизирована в виде анимационных сериалов и полнометражек. Манга имеет миллионы фанатов по всему миру.
![Стенд, посвященный истокам сюжета манги Стенд, посвященный истокам сюжета манги](/upload/medialibrary/359/93u9fp5dcapm3h2su0hq2uqlrkd009wv.jpg)
![Скульптура Какаси, персонажа манги и аниме "Наруто" Скульптура Какаси, персонажа манги и аниме "Наруто"](/upload/medialibrary/1ee/6pqp9krtoqrox0eirhbfdac1tbcqsu16.jpg)
![Оформление зала ;) Оформление зала ;)](/upload/medialibrary/395/l0lecyj5ozspgnnlwpd4r7sxf4bfq4lf.jpg)
- Раздел «Медиамикс» рассказывает об индустрии превращения манги в аниме (анимационные фильмы) и наоборот. Рассматриваются популярные аниме «Покемон», «Дораэмон», «Акира», «Новый век: Евангелион», «Призрак в доспехах» и их последующая жизнь в виде фильмов, фигурок, игрушек, видеоигр, тематических парков развлечений. Например, прибыль популярнейшей медиафраншизы «Покемон» больше, чем у «Гарри Поттера» и «Звездных войн» вместе взятых.
![Экспозиция Экспозиция](/upload/medialibrary/d1e/i4jj79rdci8thbafc3ox602vffecnufl.jpg)
![Постеры Постеры](/upload/medialibrary/e4c/exqfq7372gxjsp2hz9qoupd5udam6xuf.jpg)
- Отдельный зал посвящен «Атаке титанов» Хадзимэ Исаямы. Раздел рассказывает об идее создания манги и мифологических параллелях (титанах, гигантах) в сюжете. Манга определенных жанров зачастую основана на реальных религиозных или космогонических представлениях разных народов мира.
![Фотозона Фотозона](/upload/medialibrary/622/u5l4ksw0eqyaz6kny50wm7hoxbykjq6i.jpg)
![Афанасий Кирхер. Иллюстрация из трактата "Mundus Subterraneus" (1665 г.) Афанасий Кирхер. Иллюстрация из трактата "Mundus Subterraneus" (1665 г.)](/upload/medialibrary/6c2/hmrrwp6az6k2luq80hbd4sifq1gprp9l.jpg)
![Киёси Ямасита "Сон Киёси", XX в. Киёси Ямасита "Сон Киёси", XX в.](/upload/medialibrary/25e/nktd1inmkvj77ix2rwl6kmz40z0uvqm2.jpg)
![Гигантомахия. Деталь фриза Пергамского алтаря, пер. пол. II в.до н.э. Гигантомахия. Деталь фриза Пергамского алтаря, пер. пол. II в.до н.э.](/upload/medialibrary/dd3/p3oil97fiy4olneckye08y5u8ei2oo88.jpg)
![Макет города из аниме Макет города из аниме](/upload/medialibrary/665/yxxm9resnjpf61q8ugdi76xcs9apfwwu.jpg)
- Небольшая секция рассказывает о творчестве Хаяо Миядзаки и студии Ghibli. Представлена манга, созданная на основе анимационных шедевром Миядзаки.
![Хаяо Миядзаки получает Оскар за достижения в киноиндустрии (2014 г.) Хаяо Миядзаки получает Оскар за достижения в киноиндустрии (2014 г.)](/upload/medialibrary/235/i133ed0laij29gndn7uz15driget3l7r.jpg)
![Манга "Унесенные призраками" Манга "Унесенные призраками"](/upload/medialibrary/727/rqs76cwwogotejo71ameqqxwtklv5sf1.jpg)
- Последующий зал рассказывает о технике создания современной манги и демонстрирует рабочие инструменты мангаки (автора манги). Также здесь представлены фрагменты интервью с известными мангаками: Такэси Обата («Бакуман»), Наоко Такэути («Сейлор Мун»), Хадзимэ Исаяма («Атака титанов»), Эйитиро Ода («Ван-Пис») и Масаси Кисимо («Наруто»).
![Рабочий стол мангаки Рабочий стол мангаки](/upload/medialibrary/760/aqq9kg93wg78nq26uc22wx5ew2u8b8kp.jpg)
![Рабочий стол мангаки Рабочий стол мангаки](/upload/medialibrary/82a/hj5827zcmc83rdiynsk6u2eznx5bv3mg.jpg)
![Стенд с записями интервью Стенд с записями интервью](/upload/medialibrary/4cf/llccch6i6eypcoyocumhs34bvq6w4l2d.jpg)
- Два последних зала посвящены российской манге в жанре постапокалиптического фэнтези «Тагар» и комиксу «Майор Гром» издательства Bubble Comics. Демонстрируются графические листы, а также реквизит со съемок фильмов о Майоре Громе.
!["Тагар" "Тагар"](/upload/medialibrary/11a/qh9gkmd7o7yldnp5awddu7vyntzz80rg.jpg)
!["Тагар" "Тагар"](/upload/medialibrary/ecb/gabuck80mog4ad80zwtuxt3itarbmok7.jpg)
!["Тагар" "Тагар"](/upload/medialibrary/f7d/02rj2hp7ve8v7bgilc1b3tfa37hndu0n.jpg)
![Реквизит к фильму «Майор Гром» Реквизит к фильму «Майор Гром»](/upload/medialibrary/16d/07gtzsecq1fhittaid2dm2exelvnxftc.jpg)
![Стенд о комиксе «Майор Гром» Стенд о комиксе «Майор Гром»](/upload/medialibrary/906/pbg6doljuo3k8qp03ckczfwxr57vm5b5.jpg)
![Путь манги пройден Путь манги пройден](/upload/medialibrary/6ee/13xeo1w4ox4yf5er5icsxatzm2fc78ob.jpg)
К выставке подготовлен аудиогид.
Фото: Алёна Абрамова
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться