Пройти путем манги: гид по выставке в Севкабеле
Репортажи и рецензии

23 мая 2023 года

Пройти путем манги: гид по выставке в Севкабеле

Фото: Алёна Абрамова
Весной в «Севкабель порту» открылась выставка, посвященная японским графическим рассказам. Данный проект - образовательный, он доказывает, что манга это художественное направление в искусстве, культурный феномен, прошедшей долгий путь развития. Экспозиция хронологически демонстрирует развитие явления и раскрывает связь манги с традиционным искусством. В пространстве «Цех» представлено более 200 экспонатов из частных коллекций Японии, Европы и Китая, рассказывающих об истоках манги, процессе создания старинных и современных работ, их влиянии на культуру. Посетители увидят свитки, гравюры, книги, вырезки из газет и журналов, тома манги, целлулоидные кадры анимации.

Фото: Алёна Абрамова
Выставка приглашает зрителей пройти путем манги вместе с персонажами Светой и Сашей, которые неожиданно попали на страницы рукописи. Все путешествие по экспозиции ведется от их лиц.
Путешествие со Светой и Сашей
Путешествие со Светой и Сашей
Выставочные пространства, оформленные в стиле японского жилища, посвящены разным темам и историческим периодам.
Зал «Манга и японская гравюра»
- «Вступление: визуальный язык манги» рассказывает о том, как читать подобное произведение и какие эмоции скрыты за графическими элементами: фоном, текстовыми рамками, значками.
Добро пожаловать
- «Истоки манги» посвящены разным рукописным произведениям, которые те или иные исследователи считают прородителями современной манги. Среди них: карикатурные изображения лиц в храме Хорюдзи в Наре (VII в.), свиток «Тёдзю дзимбуцу гига» (XII в.), иллюстрированные книги периода Эдо (1603 – 1868), серия иллюстрированных книг «Манга Хокусая» (XIX в.) и журнал Japan Punch (XIX – XX вв.).

Отдельное внимание уделено свитку Тобы Содзё (один из авторов) «Тёдзю дзимбуцу гига» («Шутливые изображения птиц, зверей и людей»), который признан Национальным сокровищем.
Факсимильная реплика части свитка «Тёдзю дзимбуцу гига»
- Раздел «Манга и японская гравюра» рассказывает об иллюстрированных книгах периода Эдо (1603 – 1868) и сложной технике создания гравюр. В то время Япония имела один из самых высоких образовательных стандартов в мире, даже женщины и дети умели читать и писать. Большое распространение получила культура аренды книг.
Утагава Кунисада II. Иллюстрированная книга "Варабэута мёмё гурума", 1850-1867 гг.
Сцена в школе Тэракоя, 1844-1848 гг.
Китагава Утамаро "Красавица Такасима Охиса с веером", 1793 г.. Перегравировка. Институт исследований гравюры Адати
Судзуки Харунобу "Девушка, срывающая цветы сливы", XVIII в.. Перегравировка. Институт исследований гравюры Адати
Сэнка Рютей по роману Такидзавы Бакина, художник Утагава Кунисада, Иллюстрированная книга "Легенда о восьми псах-воинах клана Сатоми", 1850-1867 гг.
Также зал посвящен творениям Кацусики Хокусая (1760 - 1849). Его серии с изображениями волн и Фудзи известны далеко за пределами Японии. Помимо этого им были созданы книги без диалогов с изображениями житвотных, растений, пейзажей, зданий, людей и предметов, названные «Манга Хокусая». Здесь «манга» означает «разнообразные картинки».
Кацусика Хокусай "Красная Фудзи" и "Большая волна в Канагаве" из серии "Тридцать шесть видов Фудзи". Перегравировка. Институт исследований гравюры Адати
Один из томов "Манги Хокусая". Печать с оригинальных досок
- Раздел «Манга и сугороку» посвящен настольным играм, в которых игроки бросают кубик и передвигаются на определенное количество полей (к ним относятся нарды и игры-бродилки с полями-картинками). Чаще всего сугороку создавались по мотивам известных исторических и литературных произведений, сказок и легенд.
Сугороку с изобржением бакэмоно (оживших вещей), XIX в.
Сугороку с изобржением актеров театра Кабуки, XIX в.
Сугороку
Также зал рассказывает о карикатурных работах в стиле тоба-э, популярных в XVII – XIX веках.
Работа Тоба-э
Фрагмент ширмы Оцу-э, XX в.. Мацуяма Такахаси IV (р. 1932)
- Раздел «Манга: начало» посвящен политическим и культурным изменениям в Японии XIX века, а также влиянию на периодические печатные издания западной карикатуры и средств массовой информации. Отдельное внимание уделено художнику Китадзаве Ракутэну, которого часто называют «‎отцом японской манги», а также журналам англичанина Чарльза Виргмана, француза Жоржа Фердинанда Биго, американским комиксами, изданиям Китадзавы Ракутэна, Ютаки Асо, Окамото Иппэя. В этот период появилась «ранняя» манга, которая уже приобрела черты современной.
Зал
Иллюстрация из журнала Тоба-е
Газетная листовка
Обложки журнала Tokyo Puck, нач. XX в.
Китазава Ракутэн "Свиток" (???), шелк, дерево, бумага, тушь, нач. XX в. (фрагмент)
Китазава Ракутэн "Свиток" (???), шелк, дерево, бумага, тушь, нач. XX в. (фрагмент)

- Зал «Камисибай» рассказывает о появлении детской манги, художнике Суйхо ​​Тагава и его манге «Норакуро», Кэйдзо Симаде и его истории «‎Бокэн Данкити», японском уличном бумажном театре камисибай (деревянная рамка с картинками), а также о художнике Мизуки Сигэру, который популяризировал образ ёкаев (сверхъестественных существ), частых персонажей современной манги и аниме.
Модели камисибай
Мидзуки Сигэру, лист из серии гравюр с ёкаями, 2003
Интерьер зала
- Раздел «Осаму Тэдзуки - бог манги» посвящен творчеству художника, изменившего индустрию. Кроме этого зал рассказывает о взаимовлиянии японской анимациии и Диснея, а также о связях манги с российским и советским искусством.
Японская гравюра с птицей Хо-о
Балет И. Стравинского "Жар-птица"
Мультфильм "Конёк-горбунок"
Осаму Тэдзука Манга "Феникс" (1977 - 1995 гг.)
Пример развития сюжета
- Раздел «Манга для мальков» рассказывает о становлении рисованных историй для юношей и подростков, в том числе о научно-фантастической манге Осаму Тэдзуки «Могучий атом», повлиявшей на популярность робототехники в Японии.
Могучий Атом - персонаж аниме / Современный робот
Тома манги
- Зал «Манга для девочек» посвящен формированию идеального образа современной девушки: наивной, сентиментальной школьницы с преувеличенно женственными и одновременно детскими чертами. В этот период росло число девочек, получавших образование, и царили патриархальные взгляды на роль женщины. Одно из главных произведений зала - культовая манга Наоко Такэути «Сейлор Мун» о девочках-воинах, реинкарнациях защитниц Лунного королевства, возродившихся на Земле.
Зал
Иллюстрация из журнала "Женский мир" (1927 г.)
Матико Хасэгава Манга "Садзаэ-сан" (1971 г.)
Работы Накахары Дзюнъити (1913 - 1983 гг.)
Персонажи манги и аниме для девочек
Фотозона в стиле Сейлор Мун
- Следующий зал посвящен «Индустрии манги», цифрам и статистике. Кроме того в нем посетители узнают об одном из самых успешных произведений за всю историю - пиратской манге Эйитиро Оды «Ван-Пис», которая выходит уже 55 лет.
Зал
Журналы, в которых печатается манга
Скульптура Луффи и Эйса, персонажей манги и аниме "Ван-Пис" (2022 г.)

- Далее идут залы, рассказывающие о жанрах и типах современной манги: боевая, приключения, фэнтези, комедия, школа, спорт, роботы, ужасы, киберпанк, фантастика, история и детектив. Здесь выставлены экземпляры манги, представляющие эти жанры, а также коллекционные фигурки. Несколько стендов посвящены сравнению выразительных приемов манги и кинематографа: построению кадра, ракурсу, планам и кадрированию, передачи течения времени и звуковым эффектам.
Зал
Тома манги
Сопоставление выразительных приемов манги и кинематографа
- Отдельный зал посвящен знаменитой манге Масаси Кисимото «Наруто», которая выходила с 1999 по 2015 годы. История о тернистом пути мальчика-ниндзи, борьбе и признании также была экранизирована в виде анимационных сериалов и полнометражек. Манга имеет миллионы фанатов по всему миру.
Стенд, посвященный истокам сюжета манги
Скульптура Какаси, персонажа манги и аниме "Наруто"
Оформление зала ;)
- Раздел «Медиамикс» рассказывает об индустрии превращения манги в аниме (анимационные фильмы) и наоборот. Рассматриваются популярные аниме «Покемон», «Дораэмон», «Акира», «Новый век: Евангелион», «Призрак в доспехах» и их последующая жизнь в виде фильмов, фигурок, игрушек, видеоигр, тематических парков развлечений. Например, прибыль популярнейшей медиафраншизы «Покемон» больше, чем у «Гарри Поттера» и «Звездных войн» вместе взятых.
Экспозиция
Постеры
- Отдельный зал посвящен «Атаке титанов» Хадзимэ Исаямы. Раздел рассказывает об идее создания манги и мифологических параллелях (титанах, гигантах) в сюжете. Манга определенных жанров зачастую основана на реальных религиозных или космогонических представлениях разных народов мира.
Фотозона
Афанасий Кирхер. Иллюстрация из трактата "Mundus Subterraneus" (1665 г.)
Киёси Ямасита "Сон Киёси", XX в.
 Гигантомахия. Деталь фриза Пергамского алтаря, пер. пол. II в.до н.э.
Макет города из аниме
- Небольшая секция рассказывает о творчестве Хаяо Миядзаки и студии Ghibli. Представлена манга, созданная на основе анимационных шедевром Миядзаки.
Хаяо Миядзаки получает Оскар за достижения в киноиндустрии (2014 г.)
Манга "Унесенные призраками"
- Последующий зал рассказывает о технике создания современной манги и демонстрирует рабочие инструменты мангаки (автора манги). Также здесь представлены фрагменты интервью с известными мангаками: Такэси Обата («Бакуман»), Наоко Такэути («Сейлор Мун»), Хадзимэ Исаяма («Атака титанов»), Эйитиро Ода («Ван-Пис») и Масаси Кисимо («Наруто»).
Рабочий стол мангаки
Рабочий стол мангаки
Стенд с записями интервью
- Два последних зала посвящены российской манге в жанре постапокалиптического фэнтези «Тагар» и комиксу «Майор Гром» издательства Bubble Comics. Демонстрируются графические листы, а также реквизит со съемок фильмов о Майоре Громе.
"Тагар"
"Тагар"
"Тагар"
Реквизит к фильму «Майор Гром»
Стенд о комиксе «Майор Гром»
Путь манги пройден


К выставке подготовлен аудиогид.


Фото: Алёна Абрамова


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

День Победы
30.04

Ровный строй, чеканный шаг

Петербург готовится ко Дню Победы. Прошли репетиции пешей части парада — показываем, как это было....

Книги
11.04

Будущему – верить!

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил книжную подборку ко Дню космонавтики. 

Блокада Ленинграда
Книги

Книги к 23 февраля: о загадочной параллели, рикошете и людях из стали

Наш книжный обозреватель Кирилл Казачинский подготовил подборку ко Дню защитника Отечества. 

Книги
25.03

Книги о призраке, кляксе и полиграфисте

Смотреть все