Русский музей впервые в своей истории обращается к Пушкиниане и сразу самым масштабным образом. За этой экспозицией стоит гигантская, грандиозная работа наших научных подразделений, наших хранителей, которые искали и находили в фондах Русского музея все, связанное с Александром Сергеевичем – с его судьбой, его современниками, его эпохой и произведениями. Кроме художественного значения, конечно, для нас важно значение просветительства. Мы уверены, что на выставку будут приходить семьями, с детьми. С помощью нашего декоративно-прикладного искусства, которое передает атмосферу пушкинского времени, и нашей коллекции народного искусства мы сделали выставку разнообразной, очень живой. Она подчеркивает, каким разным был наш гений. Мы сердечно благодарим нашего бесценного партнера «Газпром» за поддержку, –
отметила генеральный директор
Русского музея
Алла Манилова.
Почему в Строгановском дворце?
Почти каждый житель Санкт-Петербурга знает памятник Пушкину, который находится на площади Искусств, перед Михайловским дворцом — главным зданием Государственного Русского музея. Было бы логично провести выставку в этом строении, напротив скульптуры? В принципе, да! Можно было бы даже обыграть сходство двух имен: Михайловский дворец и Михайловское село. Ведь, именно находясь в ссылке в своем фамильном имении, Пушкин получает особое признание.Но выставка проходит в филиале Русского музея – в Строгановском дворце. Почему? Поэт был в родстве со Строгановыми и, конечно же, посещал балы, даваемые этим семейством. А Наталия Строганова, в девичестве графиня Кочубей, была «первым предметом любви» классика. Ей посвящены ранние лирические произведения гения. По некоторым предположениям, именно эта красавица послужила прообразом замужней Татьяны в знаменитой поэме «Евгений Онегин». Кстати, ее акварельный портрет кисти Брюллова можно увидеть на экспозиции.
![Александр Брюллов. Портрет графини Натальи Викторовны Строгановой. Акварель. Около 1834 года. Фото: Ирина Иванова. Александр Брюллов. Портрет графини Н. В. Строгановой. Около 1834 года. Акварель. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/f0d/ub9w8puyc92bn5mvs8txyqz22zkse4ew.jpg)
Дворец на Невском проспекте расположен вблизи от важных мест, связанных с жизнью поэта в столице Российской империи. Напротив него, через дорогу по диагонали, расположена кондитерская «Вольф и Беранже», пережившая не только имперские, но и советские времена. В это кафе Александр Сергеевич заглянул перед своей последней дуэлью.
Окна дворца выходят на набережную реки Мойки. Если пройти в сторону Дворцовой площади, то можно попасть в квартиру поэта, ставшую свидетельницей его последнего вздоха. Здесь заканчивается история обычного человека, и начинается история великого писателя, который стал бессмертным, благодаря своим произведениям.
Да, Строгановский дворец – подходящий адрес для масштабной выставки, которая занимает практически все залы на всех этажах здания. На временной экспозиции представлено свыше 300 произведений. Почти все: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное и народное искусство – из собрания Русского музея. При этом значительная часть работ обычно пребывает в запасниках и демонстрируется посетителям редко.
![Павел Трубецкой «Портрет Пушкина», 1899 г. Фото: Ирина Иванова. Павел Трубецкой «Портрет Пушкина», 1899. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/b38/0gsd6p0e6ew6n3hfvsllu616xk32r153.jpg)
Концепция выставки
«Он победил и время и пространство…», – писала последний поэт Серебряного века Анна Ахматова в «Слове о Пушкине». В том же произведении она уточняла:
Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно. Государь император Николай Павлович в белых лосинах очень величественно красуется на стене Пушкинского музея; рукописи, дневники и письма начинают цениться, если там появляется магическое слово «Пушкин».
![Декоративные вазы, чашки, тарелки с петербургскими видами - визитная карточка фарфорового завода Батенина. Он сгорел в 1838 году, через год после гибели Александра Пушкина в 1837-м. Фото: Ирина Иванова. Фарфоровая посуда с пейзажами Петербурга, созданная при жизни Пушкина. 1820-е. Завод Батенина. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/38f/u7ntpakydqxsael9zqq7sibyco2kk3qv.jpg)
![Живописные пейзажи Петербурга XIX века. Фото: Ирина Иванова. пушкин 2024. Фото - Ирина Иванова-7587.jpg](/upload/medialibrary/0a7/3mcnuf5arq9zfj0exiyghwg6v0hhscpr.jpg)
![Скульптура смотрит на картину Ивана Айвазовского «А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца». Это последняя из картин «пушкинианы» знаменитого мариниста. Она была закончена в день рождения поэта – 26 мая/6 июня, о чем свидетельствует авторская надпись справа внизу. Фото: Ирина Иванова. Скульптура смотрит на картину Ивана Айвазовского «А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца». Это последняя из картин «пушкинианы» знаменитого мариниста. Она была закончена в день рождения поэта – 26 мая/6 июня, о чем свидетельствует авторская надпись справа внизу. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/947/a029goose0ql296q2ps4aqcqa2w91j02.jpg)
Знакомясь с пушкинским Петербургом, обязательно обратите внимание на знаменитую «Панораму Невского проспекта», созданную литографами Ивановыми по рисункам Василия Садовникова. Произведение дает точное представление о том, как выглядела главная магистраль города в 30-х годах XIX века. Детали тщательно прорисованы. В оригинале это единое произведение, длина которого насчитывает около 16 метров (при высоте 15 см). Автор был крепостным Натальи Петровны Голицыной, являющейся прообразом пушкинской «Пиковой дамы». Организаторы юбилейной выставки включили это произведение в список главных экспонатов.
![Под стеклом - «Панорама Невского проспекта». Фото: Ирина Иванова. Под стеклом «Панорама Невского проспекта». Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/f1c/eqc94e887vgkspal9ei94nqirupzh8bi.jpg)
Иллюстрации, эскизы театральных декораций и произведения декоративно-прикладного искусства радуют глаз своим высоким уровнем исполнения, но они интересны, в первую очередь, тем, что связаны именно с образом писателя и его произведениями.
Особый раздел выставки составили живописные, рисованные и гравированные иллюстрации к произведениям Александра Пушкина («Пиковая дама», «Медный всадник», «Евгений Онегин» и другие).
![Гости с интересом изучают экспонаты, посвященные театральным постановкам, созданным по произведениям Пушкина. В этой области работали лучшие мастера своего времени – Константин Коровин, Александр Бенуа, Павел Баженов. Фото: Ирина Иванова. Гости с интересом изучают экспонаты, посвященные театральным постановкам по произведениям Пушкина.. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/52c/qdoft96nayzo4eqxk9geylzagomvbtec.jpg)
![Скульптура Пушкина Александры Пологовой в окружении самобытных работ Резо Габриадзе. Фото: Ирина Иванова. Скульптура Пушкина Александры Пологовой в окружении самобытных работ Резо Габриадзе. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/57a/s520pd6b55y9z020h2aag5deutfgj0ut.jpg)
![Сюжеты произведений Пушкина — излюбленная тема для палехских художников. Фото: Ирина Иванова. Сюжеты произведений Пушкина — излюбленная тема для палехских художников. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/9a5/7i1wg6xi8w27pa1xtuqogrshfjlvp1e9.jpg)
Портреты писателей, дипломатов, чиновников, генералов, ученых — людей, занимавших высокое положение в обществе - тоже представлены на выставке, потому что с ними приятельствовал или враждовал Александр Сергеевич.
![Портреты генералов. Эти произведения находятся на выставке, потому что Пушкин был или с ними знаком, или выписал их образы в своих стихотворениях. Фото: Ирина Иванова. Портреты военных. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/7c8/2kv4ct05mz0sao1ptp33la4g6k2eazyz.jpg)
![Акварельные портреты близких и великосветских знакомых Пушкина, представленные на выставке. Фото: Ирина Иванова. Часть акварельных портретов близких и великосветских знакомых Пушкина на выставке. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/c60/9xfu7m2ucapsmji5dx1vga8sm01e58qc.jpg)
Даже военные парады XIX века оказались интересны кураторам выставки именно потому, что их посещение было популярным развлечением в пушкинскую эпоху. Поэт на этих парадах не однократно бывал, поэтому им посвящен целый раздел экспозиции.
![Григорий Чернецов «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». Среди публики на картине есть и Пушкин. Фото: Ирина Иванова. Григорий Чернецов. «Парад по случаю Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/330/74ni08qu4avxw16430bbm67yneu1nr1p.jpg)
Во время посещения выставки в Строгановском дворце знаменитые строки Пушкина звучат особенно актуально:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
А каким запомнился Пушкин
Во времена Александра Пушкина фотографии еще не существовало, поэтому судить о внешности поэта мы можем только по его портретам и противоречивым воспоминаниям современников. Кто-то называл его внешность «смесью обезьяны с тигром», а кто-то считал - почти красавцем.
Многие современные жители России составляют свое представление о внешности гения по его двум каноническим портретами, созданными Орестом Кипренским и Василием Тропининым.
Посетителям выставки «Он победил и время и пространство…» представляется редкая возможность познакомиться с разнообразными скульптурными изображениями классика, в том числе, прижизненные изображения поэта, которые помогут понять, каким его видели современники. Иконографию великого творца разрабатывали Павел Трубецкой, Леонид Шервуд, Матвей Чижов. Дополняют этот раздел два эскиза модели знаменитого памятника на площади Искусств работы Михаила Аникушина.
![На первом плане - «Портрет Александра Сергеевича Пушкина» скульптора Леонида Шервуда, созданная в 1902 году. Отлив - 1938 года. Фото: Ирина Иванова. На первом плане: «Портрет Александра Сергеевича Пушкина» скульптора Леонида Шервуда в 1902 году. Отлив в 1938 году. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/fc1/qocnj72a6gq64r0ot39a21v87xixng7c.jpg)
Заглянув в Строгановский дворец обязательно обратите внимание на экспонаты, которые организаторы считают наиболее значимыми на юбилейной экспозиции – знаменитая гравюра Егора Гейтмана «Портрет А.С. Пушкина в юности», авангардная ксилография Павла Павлинова, лиричный пейзаж Виктора Попкова «Осенние дожди», скульптура Ивана Витали, Паоло Трубецкого.
![Гравюра Егора Гейтмана «Портрет А.С. Пушкина в юности», 1822 г. Его произведение можно считать первым публичным портретом, увиденным современниками поэта. Эта гравюра украшала фронтиспис (рисунок перед первой страницей книги) первого издания поэмы «Кавказский пленник». Фото: Ирина Иванова. Гравюра Егора Гейтмана «Портрет А. С. Пушкина в юности», 1822. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/835/vkj1w8im3t9ngtbn76jk4f2a26c8unqr.jpg)
![Иван Витали «Портрет Пушкина», 1837 г. В мае 1836 года, в Москве, талантливый итальянский скульптор Иван Петрович (Джованни) Витали познакомился с Александром Пушкиным и выразил желание создать его скульптурный портрет. Однако поэт отказался. Витали создал бюст Пушкина уже после его смерти, в апреле 1837 года по заказу близкого друга поэта. Современники были единодушны в своих отзывах, отмечая убедительность и правдивость образа гения. Фото: Ирина Иванова. Иван Витали «Портрет Пушкина», 1837. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/6de/swv61d1n4j5ko22clutxecvgh87zzo9g.jpg)
![Виктор Попков эскиз к картине «Осенние дожди», где Пушкин изображен на крыльце родового имения в Михайловском. Художник погиб, не успев закончить произведение. Фото: Ирина Иванова. Виктор Попков. Эскиз к картине «Осенние дожди», где Пушкин изображен на крыльце родового имения в Михайловском. Художник погиб, не успев ее закончить. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/794/g8wbzsebn4tr9k2hkx017xc6klrlmhlv.jpg)
![Павел Павлинов «Портрет А.С. Пушкина», 1924 г. На выставке русской графики в Дрездене в 1964 году был признан лучшим ксилографическим портретом XX века. Фото: Ирина Иванова. Павел Павлинов «Портрет А. С. Пушкина», 1924. На выставке русской графики в Дрездене в 1964 году был признан лучшим ксилографическим портретом XX века. ото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/214/dbj1mfdh54pynaqjsj1grfp90kvj3t1v.jpg)
Вдохновляя других
Один из ведущих советских иллюстраторов Дементий Шмаринов написал:
Пушкинская тема неисчерпаема, она привлекает внимание начинающих художников и зрелых мастеров резца и кисти.
И мы совершенно с ним согласны! А обширная коллекция Русского музея, представленная на выставке, позволяет оценить многогранность творческого наследия Александра Пушкина. Большой раздел экспозиции посвящен графике, в числе шедевров – работы Карла и Александра Брюлловых, Петра Соколова, Иосифа Шарлеманя, Карла Гампельна, Владимира Гау, Александра Бенуа.
![Общий вид одного из залов выставки. Фото: Ирина Иванова. Общий вид одного из залов выставки. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/d84/7afo6n0dou2g6l6kpfcjpslro3idg4k3.jpg)
Творчество по мотивам произведений знаменитого русского поэта на выставке представлено и в неожиданном ракурсе – с помощью произведений декоративно-прикладного искусства. Здесь можно увидеть колокольцовские шали, фарфоровые вазы от Императорского фарфорового завода, мелкую пластику от частных заводов, золоченую бронзу, мебель и шитье бисером.
Народное искусство раскрывает тему пушкинских произведений через резьбу по дереву, дымковскую игрушку, лаковую живопись Палеха, Мстеры и Холуя. В сюжетах можно опознать поэта по красной крестьянской рубахе или плащу, развевающемуся как у святого Георгия.
Память великого Пушкина многократно запечатлена в предметах нумизматики: медалях, монетах и знаках, выпущенных в его честь. Они также представлены на экспозиции.
Выставка продлится до 25 января 2025 года.![Пушкин ждет гостей в последнем зале экспозиции. Фото: Ирина Иванова. Пушкин ждет гостей в последнем зале экспозиции. Фото: Ирина Иванова.](/upload/medialibrary/02c/mwkekr1pnbflr5jze1jg741m6v09vnw6.jpg)
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться