Опубликовано: 10 октября 2023 года
В рамках VII Всероссийского фестиваля «Книжный Маяк Петербурга» прошел Первый форум коллекционеров книги художника и печатной графики. Два дня, 7-8 октября, в чудном месте, в Библиотеке книжной графики (7-я Красноармейская ул. , д. 30), мероприятие проходило по-детски празднично и непосредственно. У гостей была возможность окунуться в феерический мир книги как искусства. Окунуться вместе с детьми. И это без натяжки – великолепно.
Собрались люди, объединенные прекрасной мечтой, и не просто мечтатели, а демиурги, ежедневно и ежечасно воплощающие в жизнь самые интересные и феноменальные идеи, показывающие многие нетривиальные ходы по украшению главного, на мой взгляд, явления культуры – Книги с большой буквы. На форуме она была везде, то прикидывается пачкой папирос с авторским текстом на курительных палочках, то поразительными шахматами, каждая фигура которых изображала героя поэмы Блока «Двенадцать» и была снабжена соответствующей цитатой. Фразы известных писателей становились здесь и стопкой листовок - в чемоданчике, и горстью шелухи семечек, где каждый крохотный экспонат был испещрен цитатой из Чехова… Нельзя не упомянуть и книги, выглядевшие как статуэтки в виде Эйфелевой башни или Пирамиды Хеопса, которые разворачивались в произведение с текстом и иллюстрациями (автор - Эмиль Гузаиров).
Но как бы не выглядело произведение со стороны, оно оставалось книгой, заботливо воплощенной в жизнь.
Прямо на открытии мероприятия случился казус – 7 октября в библиотеку не приехал один из самых ожидаемых экспонатов - книга «Преступление и наказание», представляющая собой две скрепленные между собой железными петлями грубые доски, между которыми в специально выдолбленной лунке лежит топор (автор - Юрий Штапаков). Экспонат привезли в воскресенье, очевидно планируя использовать по назначению. Но, просмотрев утром в воскресенье криминальную хронику, я с удовлетворением отметил, что, как пишут в титрах фильмов, «ни одна старушка не пострадала», по крайней мере, от этого оружия Раскольникова. Да и в Столярном переулке этой ночью было на редкость тихо.
Мой шестилетний сын, приведенный на выставку, моментально облюбовал шахматы, выполненные из картона и украшенные цитатами поэмы Блока «Двенадцать» (автор - Михаил Погарский). Воистину, такого Блока я не читал. Это очень изящная конструкция и великолепная идея. Причем, как выяснилось позже из бесед с художником, изначально картонные фигуры изображали героев произведения практически в натуральную величину, и только с течением времени потихоньку уменьшились до миниатюр, умещающихся в небольшую коробку. Михаилом была рассказана забавная история, о том, что на одной из выставок игра в шахматы сопровождалась музыкой: на ход белых звучала белогвардейская песня того времени, на ход красных – советская. И это сразу поднимало игру до противостояния людей одинаково любящих свою Родину, но занимающих места в противоположных лагерях.
Во время мероприятия организаторы предложили гостям и участникам принять участие в дискуссии на животрепещущую для многих тему - выбрасывание книг на помойку. Что скрывать, это странное явление можно наблюдать достаточно часто. На вопрос, заданный мною: «Что нужно сделать, чтобы книги не попадали в столь непредназначенное для них место?» были даны самые разнообразные ответы. Но сначала – лирическое отступление.
Моя прабабушка жила на Садовой, 117. В ее трехкомнатной квартире, одна из комнат была отдана под библиотеку. Здесь тома стояли в стеллажах до самого потолка. Прабушка заведовала библиотекой в институте экспериментальной медицины, возглавляемым Павловым. И книги были главным богатством родных.
Когда наступила война, прабабушка эвакуировалась, дедушка пошел на войну, а квартира пустовала. В то время в Ленинграде было большое количество изуродованных бомбежкой и просто разрушенных домов. Тех, кто остался без дома, расселяли по пустующим помещениям. Люди, переехавшие в квартиру моих родных, выживали, как могли. Они сожгли всю деревянную мебель, но не тронули ни одной книги. Представьте – жестокая зима 41 – 42 годов, лютый мороз, голод. Блокадников никто бы никогда не осудил. Но эти Люди оставляют Всю библиотеку целой. Мне кажется, это достойный пример, и потомкам должно стать стыдно. Стыдно за смещение приоритетов, а также за то, что не смогли воспитать, привить близким любовь к тем драгоценностям, что в блокаду были важнее хлеба.
Но вернемся к вопросу. На него я получил много разнообразных, очень интересных ответов. Кто-то предлагал сделать книгу объектом высокого искусства, кто-то говорил про переход в электронный, аудио вариант, вспомнили и книгообмен, сдачу книг в специальные контейнеры, для последующей пересылки в места, пострадавшие от различных чрезвычайных ситуаций. Много что можно предпринять. Но самое главное сквозило в каждом ответе – нужно повышать ценность книги в глазах детей, читать с ними и читать у них на глазах.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться