Следствие ведут попугаиха и цыпленок
Репортажи и рецензии

06 мая 2024 года

Следствие ведут попугаиха и цыпленок

Спектакль «И никаких но!..». Фото: Василий Акимов / Театр-фестиваль «Балтийский дом».
27 и 28 апреля в Театре-фестивале «Балтийский дом» прошли первые показы спектакля «И никаких но!..» по пьесе Робера Тома «Попугаиха и цыпленок». Премьера выпущена к юбилею заслуженной артистки Санкт-Петербурга Натальи Парашкиной.
Спектакль «И никаких но!..». Алиса Постик - Наталья Парашкина. Вирджиния Ренуар - Ксения Ольховская, Робер де Шеранс - Роман Дряблов. Фото: Василий Акимов / Театр-фестиваль «Балтийский дом».

Постановочная бригада спектакля — мечта любого театра и абсолютная гарантия успеха. Режиссер Александр Исаков, автор сценографии и костюмов Вячеслав Окунев, балетмейстер Николай Реутов и художник по свету Денис Солнцев — признанные мастера с огромным опытом работы на лучших сценах города и страны, профессионалы с отменным вкусом. Александр Исаков сотворил изящную и при этом гомерически смешную вещицу в легком жанре комического детектива. В центре сюжета — неугомонная мадемуазель Алиса, которая всюду сует свой нос, не умеет держать язык за зубами и наперебой с инспектором Анри Грандэном бесстрашно расследует загадочное убийство в нотариальной конторе мэтра Роше. Внимательные зрители сразу поняли, что они эту историю уже видели... в кино. Мало того, старшее поколение знает это кино чуть ли не наизусть. Но спектакль совершенно не похож на фильм Аллы Суриковой «Ищите женщину» с бесподобными Софико Чиаурели и Леонидом Куравлёвым в главных ролях. Да и не должен, и даже не пытается копировать — потому что он совершенно другой. И если уж вспоминать советский кинематограф, то спектакль «И никаких но!..», пожалуй, стилистически гораздо ближе картине «Здравствуйте, я ваша тетя!».
Спектакль «И никаких но!..». Сюзанна Бриссар - Мария Лысюк, Алиса Постик - Наталья Парашкина, Клара Роше - Елена Карпова. Фото: Василий Акимов / Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Проведем же и мы свое мини-расследование. В «Балтийском доме» взяли за основу комедию «Попугаиха и цыпленок», написанную французским актером, режиссером и драматургом Робером Тома. Но птицы тут как бы не при делах: в переводе с разговорного французского в оригинальном названии пьесы на самом деле фигурируют «болтушка и полицейский» (как говорилось еще в одной прекрасной советской кинокомедии, «используется непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений»). Тома же, в свою очередь, вдохновлялся пьесой британского писателя и драматурга Джека Поплуэлла «Хлопотунья» (в оригинале busybody — это человек, любящий вмешиваться в чужие дела). Другое название этой же пьесы о сыщице-непоседе — «Миссис Пайпер ведет следствие».

В «Балтдоме», ссылаясь на «птичий» заголовок первоисточника, превратили главную героиню из телефонистки в обычную уборщицу и представили гиперактивной простушкой. При этом весьма гармонично совместили в собственной инсценировке чисто английский юмор, манкий парижский шарм и карикатурные театральные зарисовки. Спектакль вообще вышел мультижанровым, наполненным множеством зрелищных фишек и самых разнообразных приемов. Это и цирковые репризы, и элементы площадного балагана, и водевильные черты с их шутливой динамикой, и приметы ехидного шутовства, скоморошества и буффонады.

Здесь у каждого — свой характер, яркая индивидуальность и курьезные гэги в спорах и перебранках. Жизнерадостная говорливая Алиса (Наталья Парашкина) резко замолкает на полуслове, когда ей на голову накидывают плед: так заставляют замолчать попугая, набрасывая платок на клетку — забавная отсылка к «попугаихе» из названия пьесы. По контрасту с Алисой смертельно уставший, вдобавок сильно простуженный инспектор Грандэн (Сергей Андрейчук) оглушительно и уморительно чихает всякий раз, когда произносит «да мне на это начхать». Да и мэтр Роше (Анатолий Дубанов) в любой, даже самой критической, ситуации — сама серьезность, чего не скажешь об остальных действующих лицах и исполнителях. 
Спектакль «И никаких но!..». Сюзанна Бриссар - Мария Лысюк, Робер де Шеранс - Роман Дряблов, Инспектор Анри Грандэн - Сергей Андрейчук, Алиса Постик - Наталья Парашкина, Вирджиния Ренуар - Ксения Ольховская. Фото: Василий Акимов / Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Полицейский Максимэн (Владимир Бойков) таков, какими в минувшем веке изображали сотрудников полиции в комиксах. А мадам Клара Роше (Елена Карпова) выглядит и ведет себя, как подобает французской киноактрисе: со всеми нарочито утрированными штампами вроде манерности и привычки принимать выигрышные позы. Машинистка Вирджиния Ренуар (Ксения Ольховская) и служащий Робер де Шеранс (Роман Дряблов) — тоже истинные французы: флиртуют, щебечут, порхают и при любой возможности пускаются в пляс. А личный секретарь мэтра, трепетная и несуразная Сюзанна Бриссар (Мария Лысюк) обладает пластикой долговязого ковёрного клоуна, трогательно хвастается альбомом (в котором, словно гербарий или коллекцию марок, она бережно хранит фантики от всех подаренных шефом сладостей) и как дитя малое успокаивается, получив очередную конфету.

Даже реквизит выкаблучивается по-цирковому и по-водевильному. Так, ковер ведет себя словно упрямый ослик, не слушается полицейского, но от громкого звука выстрела подскакивает, как живой, и стремглав уносится за кулисы. Висящий на стене огромный портрет почтенного предка мэтра Роше тоже оживает (видеоконтент Марии Фоменко), с любопытством наблюдая за происходящим на сцене и выдавая бурные эмоциональные оценки репликам и кульбитам.

За окном виднеется Эйфелева башня, но дизайн интерьера, скорее, лондонский. Резные дубовые панели, шелковые обои, огромная библиотека от пола до потолка, солидная антикварная мебель причудливо сочетаются с парижской фривольностью. В чинном основательном антураже драматические артисты исполняют задорные музыкальные номера, причем двигаются все удивительно свободно и расслабленно, с грациозностью настоящих танцовщиков.
Спектакль «И никаких но!..». Максимэн - Владимир Бойков, Вирджиния Ренуар - Ксения Ольховская, Робер де Шеранс - Роман Дряблов. Фото: Василий Акимов / Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Однако премьера удалась на славу, прежде всего, благодаря бесконечному обаянию, завидной самоиронии, максимальной самоотдаче, бешеному темпераменту и сногсшибательной энергетике бенефициантки Парашкиной. Она чем-то напоминает персонажа мультфильма: вот потешный увалень Винни-Пух, а через секунду — встревоженный вертлявый Пятачок. Наталья умеет быть растерянной барышней, жеманной кокеткой, роковой женщиной, бой-бабой... Но при этом умело балансирует на грани самой высокой клоунады, успевая как бы между прочим играть и сентиментальную трагикомедию, что заставляет публику умиляться, и типичную комедию положений, от которой зрители хохочут до слез, как малые дети.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

16.05

Михаил Зощенко: «Вообще писателем быть очень трудновато»

Книги
15.05

Как Булгаков менял названия своих произведений?

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор ко Дню рождения Михаила Булгакова.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Театр
12.04

«Нью-Йорк...Нью-Йорк...» мюзикл по О'Генри в «Мимигрантах»

Смотреть все