Опубликовано: 24 ноября 2023 года
Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Александр Пушкин.
Из века в век женщины служили музами для творцов и художников. Выставка исследует феномен «богинь сцены» в таких аспектах, как отношения с Мастером, отношения с Публикой, отношения с Властью.
Образ богини создает коллективный зритель, и пусть сейчас муза — «профессия» практически утраченная, но публика и по сей день вершит свой суд, выбирая тот или иной женский образ в качестве идеала и порой превращая его в идол.
Экспозиция состоит из четырех залов, каждый соответствует определенному разделу. Первый создает образ Олимпа и его обитателей, следующие - на примере конкретных судеб демонстрируют три пути, которые ведут на вершину славы:
Зал, с которого начинается экспозиция, называется «Мои богини!», он и представляет воображаемый Олимп. В нем собраны актрисы, покорившие современников, включая родоначальницу «белого балета» Марию Тальони и музу радиотеатра Марию Петрову. Все предельно ярко, каждая на свой лад являли собой идеал женщины и отвечали чаяниям публики. Принадлежа всем, они не принадлежали никому. Отражаясь в зеркальных осколках своих ролей, они не совпадали ни с одной.
Многие из картин экспонируются впервые, например, такие:
Обратите внимание на взгляд на портрете балерины Татьяны Вечесловы, сколько в нем глубины и силы.
Не зря Ахматова писала о ней:
Дымное исчадье полнолунья, Белый мрамор в сумраке аллей, Роковая девочка, плясунья, Лучшая из всех камей. От таких и погибали люди, За такой Чингиз послал посла, И такая на кровавом блюде Голову Крестителя несла.
Далее зритель попадает в зал «Путь на Олимп». Он посвящен звездам Императорской сцены Марии Савиной и Вере Комиссаржевской. Обе достигли вершины Олимпа самостоятельно, без поддержки «своего» режиссера. Главной опорой им служила публика. Если Савина находила отклик у более консервативного зрителя, то Комиссаржевская — у передового.
Зал «Путь на Голгофу» посвящен звездам экспериментального театра 1920-х -1930-х годов Алисе Коонен и Зинаиде Райх. Их вершина олимпа уже связана со «своим» режиссером. Для обеих актрис Олимп обернулся Голгофой: Алису Коонен постигла творческая смерть, а Зинаиду Райх — смерть мученическая.
Заканчивается экспозиция залом «Светлый путь», который посвящен кинозвездам сталинской эпохи Любови Орловой и Марине Ладыниной. Обе были вознесены на Олимп по воле «великого кормчего», а их «светлый путь» своим блеском ослеплял публику, которая постепенно трансформировалась в «массу».
Интересно, что начинается выставка с картины Антона Рафаэля Менгса из коллекции Государственного Эрмитажа «Суд Париса», а заканчивается уже картиной «Суд Париса» Сергея Романовича, как бы напоминая зрителям, что каждый из нас является тем самым Парисом, которому рано или поздно придется выбрать свою богиню.
Авторы, говоря о выставке, описывают ее словами «сложная» и «многообразная», показывая 40 героинь разных эпох, они демонстрируют множество женских архетипов.
От себя же хочу сказать, что каждая из девушек и женщин, читающих прямо сейчас эту статью, является воплощением богини. Мы все разные - по внешности, характеру, интересам и талантам, но именно в этом заключается наша красота и сила. Как богини, мы воплощаем различные аспекты женственности. Одна может быть сильной и решительной, другая - нежной и заботливой. Кто-то обладает творческими способностями, а кто-то - аналитическим мышлением. Но, независимо от наших особенностей, каждая заслуживает уважения и признания.
Никогда не забывайте о своей внутренней силе и красоте. Будьте гордыми за то, кем вы являетесь, и принимайте себя со всеми своими достоинствами и недостатками.
Фото: Ирина Иванова.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться