Фото: Арина Булыгина, Владимир Постнов.
Репортажи и рецензии

21 ноября 2023 года

«У воробьев совсем так же, как у людей…»

Наш журналист побывал на премьере спектакля «Воробьишко», прошедшем в Санкт-Петербургском Театре марионеток им. Е.С. Деммени. И готов поделиться своими впечатлениями с читателями. 

Детство уходит как-то неожиданно, без предупреждения, скрывается за поворотом извилистой дороги жизни, даже не взмахнув издали рукой... Но где-то глубоко в душе пушистым теплым комочком затаился его прощальный подарок: ничем не истребимое воспоминание о времени, когда фотографии были черно-белыми, а жизнь – разноцветной, битком набитой чудесами и открытиями. Каждый человек был другом навек, встречные собаки и птицы разговаривали, а светлыми летними ночами душу забирал с собой ангел, показывал ей заморские страны и обещал счастье.IMG_0599.jpg

Тем, кто легко мог нащупать эту тонкую ниточку, был, представьте, Максим Горький, не только пламенный «буревестник революции», каким его привыкли представлять, но человек с нежной, доброй душой и отзывчивым сердцем. Человек, слышащий, как разговаривают рыбы, знающий, как познакомиться с медведем и понимающий воробьиное чириканье. Впрочем, сказке «Воробьишко» предшествовала совсем невеселая история.

Однажды ранним утром 15 декабря 1908 года на юге Италии началось землетрясение. Через несколько минут город Мессина уже лежал в развалинах. Тысячи людей погибли, а раненых нельзя было сосчитать. И тогда Горький обратился ко всему миру: придите на помощь жаркой стране. В какой-то день почтой из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком. Неизвестные малыши из Баилова, предместья Баку писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги писателю Максиму Горькому для мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов». Это была школа для детей, организованная бакинскими революционерами в 1909 году. Деньги дети заработали, распродав билеты на спектакль, которые поставили сами под руководством талантливого педагога Алисы Радченко.

Один из мальчиков написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю, есть ли у тебя лошадь, корова и бык? Напиши нам рассказ про воробьишку. И еще напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу. Я тебя целую. Я бы хотел тебя увидеть». Горького растрогало письмо, и в 1912 году в сборнике «Голубая книжка» появилась сказка «Воробьишко».

А через 111 лет другой творческий человек – Стефания Гараева-Жученко решила познакомить маленьких зрителей Театра марионеток имени Е.С. Деммени с необыкновенным миром непоседливых воробьишек. Возможно, привлекла ее и прихотливая мелодика горьковского слога, ведь, как ни крути, воробьи – тоже птицы, а Стефания не просто режиссер, но поэтесса и композитор из семьи музыкантов.VV2_2779.jpg

Стефания, четыре года тому назад вступившая в сложный мир кукол в качестве режиссера, сразу же заявила о себе как о человеке, обладающем оригинальным творческим почерком. А также понимающим и принимающим детей как равных, а, быть может, и превосходящих взрослых в восприятии и ощущении мира. И потому в юбилейный 105-й сезон на сцене Театра марионеток им. Е.С. Деммени случился необыкновенный спектакль, пробудивший во взрослых зрителях самые теплые и милые воспоминания о детстве. 

На помощь режиссеру пришла замечательная художница театра Екатерина Аксёнова и на сцене возник удивительно теплый домашний мир – мягкий свет маленьких окошек деревянного домика, густолистное старое дерево, свесившее широкие ветки плотным шатром – убежище дружной воробьиной семьи.

«Воробьишко» – не совсем соответствующий названию театра спектакль: помимо привычного глазу кукол в нем играют актеры в живом плане, что, возможно, убеждает зрителей в полной достоверности и правдивости происходящего. Впрочем, и занятые в постановке куклы «играют» свою роль необыкновенно точно, быть может, за счет не совсем привычного облика, приданного им создателями. Невиданно большая стрекоза с нарядными блестящими, как новогодняя чудесная игрушка с крыльями, размером с игрушечный вертолет гордится тем, что умеет летать.

Мохнатый кот грозного вида, вкрадчиво и страшно протягивающий лапу в щель дворовой бочки, заставляет всем сердцем переживать за жизнь маленького непослушного воробья. Ну, так коту сразу отведена роль непременного сказочного злодея, в конце терпящего, как и полагается, справедливый и несомненный крах.

Взъерошенный мелкий главный герой напоминает загулявшегося непоседливого пацаненка, который вырвался на свободу, радостно ослушавшись маму и наткнувшись на опасные уличные реалии – вышеупомянутого кота.

Актерам Давиду Темираеву и Анастасии Булыгиной, конечно, приходится нелегко. Маленькие театралы, вольготно устроившиеся у самой сцены и оставившие пап и мам на стульях позади, чувствуют себя как дома, а потому расположены пообщаться и с ними, и с куклами, что конечно, в плюс спектаклю, но как знать, куда и во что выльется такая «свобода слова».

Вопросы, которые зададут себе и артистам зрители, зависят от многого и от возраста в том числе (0+!), но самые разнообразные чувства и эмоции испытывают все: надо ли слушаться маму, ведь ты уже такой большой и с чего это взрослые решили, что они всегда правы?

И ведь, правда, как похожи птичьи и человечьи семьи – папа, мама, я: папа за червячком летит на работу, мама дома, за мной следит, воспитывает?

«Что такое божий мир и годится ли он для меня?»

«А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...»

И ведь я помню? Да, я же помню, как теплыми светлыми ночами летала прямо над самыми темными, спутанными кронами заснувших, глухо шелестящих деревьев!

Летала, точно так же, как неожиданно полетел во сне большой знаток изготовления веников суровый бородатый Дядька (Давид Темираев), считающий, что куда полезнее делом заниматься, а не стрекоз разглядывать или воробьев считать. А вот упрямый вихрастый Лешка (Анастасия Булыгина), не очень-то прислушивающийся к ворчанию сердитого Дядьки, не сомневается в том, что полетит – и этим напоминает нетерпеливого воробьишку Пудика, которому так невтерпеж расправить крылышки, что мамины уроки пролетают мимо. Ну, так ведь именно в ловких руках Анастасии Пудик оживает и наполняет сцену жизнерадостным чириканьем и неуемной энергией.

И, в общем-то, по сути, итог и для взрослых и маленьких театралов один: внимательно прислушивайся и вглядывайся в большой прекрасный мир вокруг, где все говорят и чирикают на одном языке – языке любви и добра. И тогда мир примет тебя, и улыбнется, и у тебя обязательно вырастут крепкие ловкие крылья для полета, пусть не наяву, но хотя бы во сне, что не так уж и важно, ведь ощущение счастья останется с тобой навсегда...

Материал опубликован в журнале "Петербургский театрал". 2023. Ноябрь. № 6 (46).

 

Фото: Арина Булыгина, Владимир Постнов.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

16.05

Михаил Зощенко: «Вообще писателем быть очень трудновато»

Книги
15.05

Как Булгаков менял названия своих произведений?

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор ко Дню рождения Михаила Булгакова.

Книги
23.04

Сладкое бремя славы

Кирилл Казачинский подготовил книжный обзор о супергероях.

06.05

Следствие ведут попугаиха и цыпленок

Книги

Когда настоящее растворяется в прошлом

Наш обозреватель Кирилл Казачинский подготовил новый книжный обзор.

Смотреть все