Опубликовано: 22 декабря 2025 года
22 декабря в Мраморном дворце состоялось открытие выставки «Взрослым вход разрешён». Это новый проект, курируемый Русским музеем. «Культура Петербурга» побывала на экспозиции, пообщалась с куратором, художниками и делится с вами своими впечатлениями.

Детство – это Чебурашка и Новый год, игры в мяч и рисунки на стенах домов, ловля бабочек и страшные истории, рассказанные в пионерском лагере перед сном. Всё это в виде картин, скульптур и фотографий нашло своё отражение в новой экспозиции.

«Мы хотели показать, как менялось и само детство, и отношение к нему в разные периоды. На экспозиции представлены работы художников первой половины XX века, начиная с Кузьмы Петрова-Водкина и Алексея Пахомова, заканчивая популярными современными мастерами. Причём творцы, которые специализируются на создании арт-объектов, принимают столь же активное участие в проекте, как и поклонники классического искусства», -
сказала куратор выставки Ольга Алексеева.

Посетители могут оценить свыше 350 работ, созданных 200 мастерами, работающими в различных стилях и техниках. Изображение ребенка из проволоки, рисующего цветок на стене, соседствует с портретами школьников советской поры, а арт-объекты - с классическими музейными экспонатами.

«По работам сразу видно, как меняется не только само детство, но отношение к малышам родителей, восприятие детьми самих себя, - продолжила куратор. – Частью многих современных работ является зеркало. Его можно обнаружить и в «Бибириках» Влада Муханова, и в зеркальной матрёшке Григория Орехова из «Зала будущего». В данном случае зеркала это не только признак некоторого нарциссизма, свойственного нашим современникам, в том числе и юным, но и взгляд на мир через восприятие себя».

Новая экспозиция разместилась на двух этажах Мраморного дворца. В «Зале детских страхов» гости могут узнать, что способно вызвать детские опасения. А ещё узнать, как выглядит современная кикимора. Если верить Андрею Бартеневу, то в XXI веке это мистическое существо не только изменило окрас с зелёного на белый, но и стало похоже на инопланетянина, обладающего бессчётным количеством глаз.

«Если спросить меня, какая картина наилучшим образом выражает суть выставки, я назову полотно «Детвора» (1957-1960 г.г), созданное Алексеем и Сергеем Ткачёвыми. В этом произведении чувствуется искренность, дружба и свет, всё то, что так свойственно детству», -
сообщила «Культуре Петербурга» Алексеева.
В залах Мраморного дворца нам удалось встретить художников, чьи работы представлены на экспозиции. Мы поинтересовались у автора произведения «Натуралисты», Софии Азархе, в чем она видит основное отличие между детством советских и современных детей.

«Советским детям были свойственны идеализм и романтизм, современным – практичность. Хотя так нельзя сказать о всех. Я преподаю в Академии художеств и часто общаюсь с замечательными, очень интересными ребятами, не чуждыми идеализму. На мой взгляд, это очень важно, потому что именно из мечты, из стремлению к чему-то высшему, духовному и создаётся искусство», -
сказала София Азархе.

Дополнительно
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться