Воспитание «Тенью»
Обложка: Воспитание «Тенью»
Репортажи и рецензии

Воспитание «Тенью»

В Театре Комедии имени Акимова идут премьерные показы спектакля Татьяны Казаковой «Тень» по одноименной пьесе Евгения Шварца, написанной на основе одноименной сказки Андерсена. Новую сценическую версию театр посвящает первому постановщику пьесы - Николаю Павловичу Акимову.

Опубликовано: 26 ноября 2025 года

Это уже пятая по счету «Тень», идущая на акимовской сцене.

Первая была поставлена в 1940 году: Евгений Шварц специально написал пьесу в жанре политической сатиры для Ленинградского театра Комедии. Николай Акимов выступил тогда не только режиссером, но и художником — выполнил эскизы костюмов для своей постановки. Мрачный образ Тени эффектно создал Эраст Гарин, ученик Всеволода Мейерхольда. Примечательно, что Шварц был в ту пору начинающим драматургом: свою первую пьесу «Ундервуд» (о студенте Ныркове и пионерке Марусе) он написал в 1928 году, но его настоящий «роман с театром», на всю жизнь, начался в середине 1930-х, когда Акимов убедил его «сделать что-нибудь для взрослой аудитории». Так появилась пьеса «Похождения Гогенштауфена», изданная в журнале «Звезда» в 1934-м: веселый и легкий взгляд советское учреждение с элементами сказки и  сатиры. И лишь затем последовала «Тень», ставшая долгожителем репертуара и визитной карточкой Театра Комедии. Акимов выпустил и вторую редакцию «Тени» в 1960 году, когда Театр Комедии уже был академическим, а в роли Тени был занят Лев Милиндер. Третья редакция «Тени» увидела свет в 1984 году: режиссером восстановленного спектакля стал Юрий Аксенов, художником — Марина Азизян, Тень играли Виктор Гвоздицкий (в 1980-х) и Артур Ваха (в 1990-х).

Спектакль решен скромными, элементарными, но четкими средствами и приемами.

Татьяна Казакова — постановщик двух самостоятельных редакций «Тени», появившихся в репертуаре театра за последние 20 лет. В 2003 году в Театре Комедии, который уже был Санкт-Петербургским и носил имя Н.П. Акимова, она выпустила «Тень» с художником Эмилем Капелюшем и с Сергеем Русскиным в главной роли. Теперь же, в 2025 году, в соавторы нового спектакля она взяла художника по костюмам Ирину Чередникову, художника по свету Дениса Солнцева, композитора Евгения Стецюка, видеографа Максима Юрака и своего давнего соратника по сцендвижению и пластике Юрия Хамутянского. Спектакль решен ими скромными, элементарными, но четкими средствами и приемами. Так, сценография минимальна, но невероятно метафорична. «Карьерная» лестница во всю ширину сцены, высокий оконный проем, за которым, с одной стороны, угадываются покои морально неустойчивой принцессы, с другой — идет дождь стеной, горят огни большого города, светит полная луна — как символ обманчивости мира и пагубного влияния темных сил. Костюмы «правящей элиты» отличает пышность и пафос, групповка и массовка одеты аккуратно и очень подробно, а у ключевых персонажей весьма сдержанный, нарочито повседневный, чуть ли не скучный обыденный гардероб.

Основной костяк спектакля составляет молодежь.

В саундтреке тревожные струнные инструменты перемежаются с многозначительным колокольным звоном и умиротворяющими композициями в стиле музыки к советской киноклассике и мультфильмам, отвечающим за стабильность. Выразительный видеоряд напоминает аллегорические видеоклипы, временами в духе психоделики «снов Бананана» из соловьевской «Ассы». Наконец, сильное, броское пластическое решение: актерский ансамбль подвижен, энергичен — все, а в особенности Тень, существуют в динамике трансформации.

Костюмы Ирины Чередниковой здесь нарочито под стать «учебной работе».

Роли же на сей раз распределены весьма неожиданным образом. Разумеется, не случайно. Основной костяк спектакля составляет молодежь. Из маститых комедиантов в премьере задействованы лишь несколько артистов: харизматичный Виталий Куклин играет манерного Министра финансов, то и дело срывая овации. Обаятельный Николай Смирнов — суетливый хлопотун — Хозяин гостиницы. Невозмутимый Андрей Толшин — элегантный денди — Доктор, во взгляде которого сквозит усталая мудрость. Характерно, что с пьесы Шварца «Тень» по сути и начался Театр Комедии с большой буквы. Благодаря этому материалу театр однажды и надолго нашел свой стиль, обрел собственное лицо, сделал традицией открывать каждый новый сезон именно «Тенью» — в знак памяти о Мастере и Создателе. Меж тем все эти «Тени», с одной стороны, абсолютно созвучны каждая своему времени, с другой — абсолютно разные, со своим голосом. Каждый релиз (как нынче принято говорить о выпуске новой версии чего бы то ни было) обладает особым вайбом (как выражается теперешняя молодежь), то есть создает определенное настроение, имманентную атмосферу — и, как следствие, вызывает свежий эмоциональный отклик у зрителя, сообразуясь с его актуальным мироощущением.

Именно молодежь здесь и сейчас оказывается «во главе угла» — и на сцене, и в зале «Тени» версии 5.0. И спектакль этот отчасти — по художественному решению и по энергетике — напоминает студенческий: курсовую либо дипломную работу студентов театрального вуза. Костюмы Ирины Чередниковой здесь нарочито под стать «учебной работе»: Ученый (Егор Палько) носит джинсы и белые кеды, Тень (Егор Линников) облачена в черное трико (такие носят все будущие актеры в учебных аудиториях). У Линникова выбелено лицо, как у мима, взъерошены волосы, как у рок-звезды, он наделен кошачьей пластикой, исполняет акробатические трюки.

Режиссерский метод Казаковой оказывается во многом схожим с литературной и психологической манерой Шварца.

Подобное решение, разумеется, неслучайно. Ведь режиссерский метод Казаковой, которая свою труппу воспитывает годами в строгости и по всем канонам русской театральной психологической школы, оказывается во многом схожим с литературной и психологической манерой Шварца. Автор глубокий и мудрый, писал он предельно просто, без грамматических и эмоциональных накруток, без «шестых чувств», однако же весь спектр чувств и эмоций неизменно возникает от прочтения и просмотра произведений этого гениального автора. Так и Казакова: мыслит и ставит предельно простыми конструкциями, драматургически идет от фабулы, не перегружает свои компактные спектакли визуально (позволяя себе лишь несколько ярких, но непременно осмысленных, художественных акцентов), а главное — ставит максимально четкие актерские задачи и требует не только отдачи, но и дисциплины.

А потому роли любой сложности в постановках Казаковой оказываются под силу артистам не только опытным, но и начинающим. Взращивать, пестовать и подспудно развивать методом глубокого, ответственного погружения в работу, шаг за шагом, роль за ролью — авторский метод и несомненный дар Татьяны Сергеевны как педагога и как худрука. Она подобно бывалому генералу муштрует и учит своих новобранцев (а заодно и неизменно — старожилов, армейских «дедов») основам подлинной глубокой комедии.

Роли любой сложности в постановках Казаковой оказываются под силу артистам не только опытным, но и начинающим.

По новейшей премьерной «Тени» образца 2025 года особенно различимо, что Казакова год за годом смотрит на развитие театра широко и строит репертуарную политику «театра комедии, сатиры и гротеска», а в ежедневной своей работе исходит из неустанного поиска актерской индивидуальности, которую нужно уметь обнаружить и развить (а уж это она умеет делать прекрасно). И если предыдущие постановки были теми «Тенями», которыми Акимов, а за ним и Казакова воспитывали своего зрителя, то нынешняя, прежде всего, воспитывает новое поколение артистов театра. А уж они впоследствии найдут и воспитают своего зрителя.

Новый спектакль можно посмотреть уже 28 ноября. 

Мария Кингисепп, специально для «Культуры Петербурга»

Подробности

Обложка: Воспитание «Тенью»

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги
26.11

Какие книги «Культура Петербурга» рекомендует почитать ко Дню матери

Книги
01.11

Что почитать ко Дню народного единства?

Книги
14.10

Когда Пушкин и Высоцкий встретились в тамбовской деревне…

Книги
30.09

«Серебряный возраст» творчеству не помеха

Живопись
23.09

Сломанный нагреватель, памятник начальнику Камчатки и панно из газетницы – чем художники удивляют зрителей

Смотреть все