Заговоренный БДТ: в Петербурге прошли гастроли «Красного факела»
Заговоренный БДТ: в Петербурге прошли гастроли «Красного факела»
Репортажи и рецензии

Заговоренный БДТ: в Петербурге прошли гастроли «Красного факела»

Опубликовано: 22 августа 2025 года

В период межсезонного театрального затишья, город на Неве взорвало театральное событие высшего класса — гастроли легендарного новосибирского «Красного факела».

Два спектакля из трех стали своеобразным смотром работ петербургского режиссера Андрея Прикотенко, которым с 2023 года является главным режиссером, а с 2024 — художественным руководителем театра. Так что получилось, что гастроли были как бы и «чужие», а вроде и «свои» — Прикотенко петербургскому зрителю прекрасно знаком по работам в «Театре на Садовой», БДТ и театре Ленсовета, а совсем недавно прошла премьера его «Обломова» в Александринском театре. На все спектакли сибирских гостей билеты было не достать, и атмосфера стояла такая, будто это не начало отпускного августа, а зимний разгар театральных баталий за билетик где-нибудь в Москве.

Надо сказать, что ажиотаж был оправданным. Даже для искушенных петербургских зрителей работы труппы «Красного факела» стали откровением, возможность по-новому посмотреть на классические тексты — «Мертвые души» и «Бесов» Достоевского. После этих спектаклей парадоксальным образом казалось, что ты одновременно никогда не читал произведений, легших в основу спектаклей, и вдруг вспомнил и понял их с такой точки зрения, с какой не смотрел ранее. Эффект новизны и свежести был удивительным феноменом, в котором потенциал режиссера и его творческой команды соединился с актерами театра, среди которых все обладают удивительным чувством партнера, стремлением к цельности актеров как единого организма и феноменальной речевой техникой. С одной стороны, сам Прикотенко позволил себе в «Красном факеле» большую свободу, стремление к авангардизму, которое сделало его привычную любовь к инсценировкам прозы яркой, самобытной, гораздо более смелой, чем, например, в некоторых московских спектаклях. С другой стороны, труппа «Красного факела» показала нам, что актеры одного театра могут быть связаны на уровне физики, голоса, взаимодействия, чутья на передвижения и желания партнера по сцене такими прочными нитями, которым бы позавидовали известнейшие труппы, отличавшиеся подобным единством — актеры Мнушкиной или Додина.

Заговоренный БДТ: в Петербурге прошли гастроли «Красного факела».

В чеховском «Дяде Ване» Серебряков просит жену Елену Андреевну и дочь Соню: «Не оставляйте меня с ним. Нет. Он меня заговорит!», имея в виду Войницкого. Так вот, кажется, за несколько вечеров актеры «Красного факела» именно заговорили нас, публику, пришедшую в БДТ — иначе это и назвать нельзя. При относительном минимализме декораций и световых решений, при работе с одним ключевым приемом как в рамках подхода к существованию актеров, так и в выстраивании основной декорации (творческая команда, выбранная Прикотенко для обоих спектаклей — художник Ольга Шаишмелашвили и художник по свету Константин Бинкин, отличались лишь композиторы — Николай Попов для «Мертвых душ» и Евгения Терехина для «Бесов») акцент обоих спектаклей был переведен на слово, его донесение и существование в нем и в пробелах и смыслах между ним. И для успеха такого смысловедения режиссеру нужна была труппа, умеющая со словом работать — и в случае актеров «Красного факела» это было именно так, потому и удалось из выбранного метода высечь искру такого масштаба.

Заговоренный БДТ: в Петербурге прошли гастроли «Красного факела».

Акцент на слове был условным сходством этих двух работ при кардинальном различии двух спектаклей. ведь в первом нам был представлен измененный, сознательно осовремененный и сокращенный текст Гоголя, в котором шел поиск его актуальности на сегодняшний день путем перевода поездки Чичикова чуть ли не в сериал в жанре роуд-муви, в то время как в во втором случае перед нами предстал как будто бы очищенный от всего лишнего, совершенно не измененный, но доведенный до своего предела и острейшего накала текст, который представил Достоевского современным, увлекательным и понятным психологом и криминалистом, и чуть ли не под микроскопом изучил достаточно неприглядные мотивации героев, включая их плотские желания, склонность к шантажу и провокациям, а также угрызения совести и опасную страсть к власти над другими.

Заговоренный БДТ: в Петербурге прошли гастроли «Красного факела».

Порядок спектаклей — сначала «Мертвые души», а потом «Бесы» тоже был выбран верно — от кажущейся простоты и увлекательности до сложности, заставляющей ловить буквально каждое сказанное на сцене слово. Если первый вечер с Гоголем позволил слегка расслабиться, помчаться вслед за создателями в мир, где мертвыми можем быть мы, могут быть лампы, которых было над сценой множество (их огонек — то ли грех, то ли грешник, то ли фиксация омертвелости), могут быть сами актеры, могут быть их персонажи, а может быть и никто — потому что здесь разыгрывается сказ, треп, фантазия о мертвых душах. Здесь и импозантный Плюшкин (Владимир Лемешонок), который то ли стар, то ли superstar, и вокруг которого Мавр не одна, а целых три, и соблазнительница Коробочка (Ирина Кривонос), и Ноздрев (Константин Телегин), с завистью и опаской подозревающий в Чичикове (Андрей Яковлев) то ли антихриста, то ли Наполеона, то ли гоголевского ревизора (Прикотенко сознательно внедряет метатекст всех гоголевских произведений). И каждая встреча здесь — именно спор словесный, заход из разных жанров, где даже гоголевские авторские вставки про Русь и тройку используются как орудия в баттле, где можно в общий словарный замес кинуть и современных таксистов, заправляющих этой сумасшедшей конницей. И хотя финал слишком залихватски останавливается не совсем понятно в какой точке, и, может быть, отчасти чересчур пафосно играет с нашими зрительскими эмоциями, можно смело сказать, что таких «Мертвых душ» мы не читали и не видели, они запомнятся и «юноше в расцвете лет, едва увидевшему свет» (которому этот текст вполне мог набить оскомину на школьной скамье) и «закаленному судьбой бойцу с седою головой».

Заговоренный БДТ: в Петербурге прошли гастроли «Красного факела».

Не то «Бесы» — приходишь с настроем вчерашнего дня, но приковывает тебя к креслу совершенно иной по настроению, по подходу спектакль. Здесь и предупреждение о пятнадцати убийствах, и пепел, постоянно падающий с потолка — то ли как знак сожаления и раскаяния, то ли как откровенное указания на горение душ. Перед нами люди, которые в течение спектакля осознают, что стали мертвыми — поэтому ни одно из убийств, самоубийств или обозначенных как в античной трагедии смертей за пределами сценической коробки здесь особенно не шокирует — это скорее путь к очищению, к пониманию, к раскаянию. Если в спектакле «Бесы» у Льва Додина действо занимало целый день (около десяти часов), и, может быть, какие-то его линии ускользали из памяти к финалу, то в стремительном спектакле Прикотенко и актеров «Красного факела» все их страдания, поступки, встречи как будто бы становятся тонкими красными линиями на теле сюжета. Здесь вдруг все понятно — в этом очищенном от наслоений времени и социальности спектакле. Здесь почти нет физических действий, оргий, пугающих своей визуальностью расправ над жертвами, но перед нами проходят все человеческие грехи, с раскаянием за них и без.

Заговоренный БДТ: в Петербурге прошли гастроли «Красного факела».

Актеры здесь так же едины, предстают таким же целостным организмом, как и в «Мертвых душах», поэтому здесь не ищешь правых и виноватых. И Николай Ставрогин (предстающий безумно красивым, оправдывающим влечение к нему женщин Александр Поляков), и Петр Верховенский (пугающий, но привлекательный Никита Воробьев), и Варвара Петровна (Елена Жданова), и Шатов (Виктор Жлудов), и Кириллов (Александр Жуликов), и даже раздевающиеся перед мужчинами женщины (от Марьи Лебядкиной до Юлии Михайловны Лембке) — все понятны, все остро и пронзительно понятны в своем проговаривании, сокрытии и искажении своих мыслей и желаний. Здесь словесные батлы «Мертвых душ» превращаются в настоящие словесные дуэли. Так, разговор Шатова и Ставрогина занял не менее получаса, и вызвал отдельные аплодисменты актерам Виктору Жлудову и Александру Полякову, а вступительный разговор любящих и избегающих друг друга Варвары Петровны и Степана Верховенского, в который режиссер очень искусно введение в контекст всего сюжета — это отдельный мастер-класс тончайшего актерского существования от Елены Ждановой и Константина Телегина, где при упоминании только других персонажей постепенно раскрывается долгая и сложная история взаимозависимости сплетничающих о других персонажах. Если «Мертвые души» брали стремительным движением по дороге игры и фантазий по поводу текста, то «Бесы» оставляют в оцепенении, сходном с греческим катарсисом — при этом некрасивость пороков перекрывается тем, что мы оценили красоту показанной нам игры.

После августовских гастролей новосибирского театра «Красный факел» захотелось только одного — приехать и взапой отсмотреть весь его репертуар. Еще раз увидеть полюбившихся актеров в других ролях, почувствовать восторг единения с этой уникальной труппой, пойти за ними в новые смыслы и новые дали. Отдельным открытием стала новая сторона любимого режиссера Андрея Прикотенко — таким же по перевертышу находки когда-то стал его «Серотонин», за который, кстати, «Золотую маску» за работу художника в драме получила все та же Ольга Шаишмелашвили. И его умение работать с прозой так, что она и приближается к тебе, и становится неузнаваемой. Несомненно одно — своим приездом «Красный факел» зажег в нас мощный огонь!

Юлия Савиковская, специально для «Культуры Петербурга».

Фотографии предоставлены организаторами.

 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги
21.08

Что осталось за кадром фильма «Свой среди чужих»?

Книги
01.08

Что «Культура Петербурга» рекомендует почитать ко Дню железнодорожника?

Книги
16.07

Что почитать ко Дню новых друзей?

Выставки
ПМЭФ
18.06

Русский музей открыл уникальную выставку отечественного авангарда

Книги
Михаил Булгаков
14.05

Что случилось с героями романа «Мастер и Маргарита»?

Смотреть все