Жить в твоей голове: рецензия на спектакль «Дания тюрьма»
Жить в твоей голове: рецензия на спектакль «Дания тюрьма»
Репортажи и рецензии

Жить в твоей голове: рецензия на спектакль «Дания тюрьма»

Фото предоставлено организаторами

Опубликовано: 13 октября 2021 года

Камерность для Театра имени Малыщицкого — не просто заданные условия, а основа всей концепции. Здесь нет той привычной черты, которая разделяет актеров и зрителей. В зале вы можете оказаться на одной скамейке с главным героем, а в очереди за пальто узнать его же в роли гардеробщика.

В постановке «Дания тюрьма» это сближение достигает абсолюта. Спектакль Петра Шерешевского — первая попытка воплотить на сцене пьесу петербургского драматурга Аси Волошиной. Главные роли играют Полина Диндиенко и Александр Худяков. Формат спектакля задан самим драматургом, которая вынесла в подзаголовок определение «Театр на бумаге».

Фото предоставлено организаторами

Герои пьесы Аси Волошиной, Митя и Аня, находятся в герметичном пространстве тюремной гостиницы. Он — заключенный, ожидающий свидания с матерью, она — посетительница, приехавшая в тюрьму ради отца, она же — автор пьесы, которая фиксирует происходящее у себя в голове, а затем в тексте. Текст здесь играет главную роль: в него превращаются ключевые реплики, он проявляется на экране проектора и скользит по лицам героев. Текст как способ прожить свою боль, понять другого и осознать собственный опыт.

В пространстве спектакля нет зрительного зала в привычном его понимании. Из крошечного фойе вы сразу попадаете на место событий: это небольшая комната, хранящая следы коммунального быта. Главные герои уже на своих местах — как-будто здесь они всегда и находились, а вам остаётся только выбрать один из стульев, расставленных по периметру, садиться и наблюдать. Иногда будет сложно отделаться от привкуса вуайеризма — все-таки даже в жизни нас редко подпускают к себе ТАК близко. И речь тут не только о физическом расстоянии.

Фото предоставлено организаторами

Герои очень скоро переходят от бытовых обсуждений к самому сокровенному, а в их диалоге, как и в названии самой пьесы, угадываются аллюзии на произведения мировой культуры. Поначалу кажется даже неправдоподобным, насколько быстро Ане и Мите удается поймать ту самую волну, нащупав которую начинаешь понимать собеседника с полуслова. Они все еще не так близки, чтобы разделить ужин, но достаточно похожи, чтобы раскрыть друг другу душу.

Одиночество, смерть, наркотический опыт — между героями нет запретных тем, и они словно спешат перейти к самым болезненным. Для Ани эта встреча становится не только литературным сюжетом, но и своего рода благотворительной миссией — кто знает, когда еще Мите удастся поговорить с кем-то на равных и ощутить тепло женского тела. Для Мити это непродолжительное знакомство — в некотором смысле выход за пределы. И не так важно, выполнит ли Аня данное ему обещание. Важен сам факт, что она унесет его с собой на свободу.

Фото предоставлено организаторами

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Книги
01.08

Что «Культура Петербурга» рекомендует почитать ко Дню железнодорожника?

Книги
16.07

Что почитать ко Дню новых друзей?

Выставки
ПМЭФ
18.06

Русский музей открыл уникальную выставку отечественного авангарда

Книги
Михаил Булгаков
14.05

Что случилось с героями романа «Мастер и Маргарита»?

Выставки
16.05

«Жизнь замечательных собак»: в Мраморном дворце показали ретроспективу пушистых любимцев

Смотреть все