Опубликовано: 16 мая 2025 года
Завтра, 17 мая, в Мраморном дворце открывается выставка «Жизнь замечательных собак», посвященная роли верных четвероногих в русской жизни и в русском искусстве.
Опережая время и события, портал «Культура Петербурга» побывал на предпоказе. Делимся впечатлениями.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
На экспозиции Репинский пес соседствует с собакой Хеато. Произведения XVIII – XXI веков с портретами «четвероногих» заняли все пространство музея.
Всего на выставке представлено более 400 предметов искусства из собраний Русского музея, Эрмитажа, Музея-заповедника «Петергоф», Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Московского музея современного искусства, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Российского государственного музея Арктики и Антарктики и других музеев, галерей и частных коллекций.
Сама история взаимоотношений человека и собаки уходит корнями в глубокую древность. Нельзя назвать точную дату, когда дикий волк перестал быть просто зверем и стал верным другом и помощником человека. Однако, археологические находки свидетельствуют о том, что уже в эпоху палеолита (более 10 тысяч лет назад) на территории современной России существовали собаки, выполнявшие роль охотничьих помощников и сторожей. Окончательно же сформировалось отношение к хвостатым как домашним питомцам в современном понимании этого слова, вероятно, в период развития городской культуры, начиная с XVIII века. В это время в Россию стали проникать европейские традиции, в том числе и мода на содержание домашних животных. Дворяне заводили «друзей» различных пород, в основном охотничьих и декоративных, для развлечения и участия в светской жизни. Постепенно, эта тенденция распространилась и на другие слои населения.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Академическая живопись обращает свой взгляд на пушистиков также в XVIII веке. С развитием портретной живописи собаки стали появляться на портретах аристократов и членов царской семьи. Художники изображали питомцев с большой любовью и вниманием к деталям, подчеркивая красоту и благородство этих существ. Собаки часто выступали символами верности и преданности, а их присутствие на картинах подчеркивало высокий статус хозяина. Примерами могут служить работы кисти Владимира Боровиковского, Василия Тропинина и других известных художников.
По мнению кураторов выставки, картина Боровицкого «Екатерина II на прогулке в Царском селе» является жемчужиной экспозиции. Рядом с питомцев властная и могущественная императрица воспрнинимается иначе, становится ближе к зрителям.
Ретроперспектива собачьего образа, действительно, многогранна, и в Мраморном дворце объединены произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, фотографии и даже нумизматики.
В арт-объектах, представленных на выставке, псы становится неотъемлемой частью художественного замысла, открывая новые горизонты для понимания и осмысления своего места в мире искусства. Организаторы особенно выделяют картины «Портрет Марфы Матвеевны Апраксиной», «Завтрак аристократа», «Портрет графа Феликса Юсупова» и «Портрет Рождественского».
Но, помимо классических произведений, на экспозиции присутствуют и работы современных авторов, представителей новой школы.
Для демонстрации их смелых экспериментов и свежего взгляда на искусство, выделен 3 этаж. Эта часть выставки получила название «Концептуальные собаки».
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Произведения Овчинникова, Савченкова, Филаретовой, Флоренских, Турбена, Дэге, Белкина, Пирумова, Дубосарского Ахметгалиевой – самобытны и концептуальны. Они демонстрируют зрителям свежий, неожиданный взгляд на роль собак в нашей повседневности и культуре.
Экспозиция вышла содержательной, душевной, разнообразной. Особенно ценен тот факт, что до этого тема четвероногих еще ни разу не становилась источником вдохновения для такой масштабной ретроперспективы.
Увидеть работы можно до 10 ноября.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться