Опубликовано: 10 марта 2023 года
Театральный сезон в Петербурге, само собой, не может обойтись без премьер. Очередную достойную зрительского внимания постановку представил театр «Мастерская». На этот раз здесь обратились к античной классике — трагедии Софокла «Антигона». Режиссерский тандем Григория Козлова и Максима Фомина воплотил эту вневременную историю в безукоризненном исполнении, идеально соблюдая баланс формы и содержания.
Чем замечательно хорош выбранный постановщиками текст — основных тем и ключевых смыслов в нем достаточно, чтобы каждый раз смещать фокус в новую точку. Вот и остановились режиссеры на лейтмотиве семьи и соответствующих ценностей, чтобы представить великую трагедию как идейный раскол внутри клана.
Каждый герой попытается здесь отстаивать свою личную правду, быть верным голосу собственного внутреннего долга, не предавать неотменимые идеалы. Беда лишь в том, что у всех эти представления разные, а компромиссы тут невообразимы, следовательно, финал в любом случае будет максимально трагичным. Строгий закон жанра не предполагает счастливого исхода событий. Юная Антигона осталась верна памяти брата Полиника, посмела нарушить строжайший запрет царя Креонта и предала земле тело убитого в ходе военной распри. Весьма простой сюжетный ход, но сколько важных вопросов он обозначает перед зрителем! Что следует ставить выше: отчаянный крик совести или холодный голос разума? То, что сотворила Антигона, является воплощением чистой сестринской любви или актом бессмысленного безрассудства? Судить ее должно по закону или по справедливости, да и виновна ли она вообще, чтобы предавать несчастную смерти? Наконец, кем возомнили себя люди (пусть даже и царской крови!), чтобы нарушать незыблемую волю богов, тем самым бросая им опасный вызов? Не будет ли слишком страшной расплата для Креонта, чья жажда единоличной власти беспощадно ослепила его и сделала воистину безумным? Вот лишь немногие мысли, которые рождает при просмотре этот спектакль. Не просто рядовая каноническая постановка древнегреческого текста, а широкое поле для трактовок и раздумий.
Ключевой прием в этом спектакле — незаметный переход от изящного гротеска к концентрированной трагедии. Царь Креонт поначалу кажется весьма забавным и даже чуточку нелепым, а когда он раскрывает свою истинную сущность — становится слишком поздно. Максим Фомин точно и умело передает трансформацию своего персонажа, опасные метаморфозы происходят буквально на глазах изумленной публики. Его пример — другим наука, предупрежден — значит вооружен, как говорили древние. Предостережение всем внимательным здесь подано максимально аккуратно.
Актерские работы в «Антигоне» выполнены на весьма достойном уровне. Исполнительница заглавной роли Анастасия Стебнева наполнила свою героиню подлинными чувствами и эмоциями, и ей веришь здесь безоговорочно. Есения Раевская (Исмена) воплощает образ верной любящей сестры страстно и отчаянно. Но, пожалуй, особое внимание привлекает к себе Максим Фомин. Его Креонт меняется от минуты к минуте, фактурный, пластичный и мощный. Кажется, ему можно было бы обходиться без слов — одними только лишь своими движениями он воплотил бы явственный образ тирана. И замечательно в общую концепцию вписывается простая изящная сценография Николая Слободяника: хочешь лаконичной ее назови, хочешь — спартанской.
Марина Константинова, журнал «Петербургский театрал». 2022. №6 (40).
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться