Петербургская филармония приглашает слушателей на фестиваль, посвященный 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова, и предлагает им поразмышлять на тему «Рахманинов и (не) его время». Название музыкального форума как нельзя лучше отражает один из главных парадоксов творческой биографии композитора: рожденный в XIX столетии и впитавший его великую романтическую традицию, он оставался верен ей до конца жизни, хотя время вокруг него изменилось. XX век порождал новые направления в искусстве, и музыка композитора, порой, казалась его современникам консервативной, устаревшей.
Программа фестиваля выстроена на взаимодействии двух взаимоотрицающих стилистических линий — романтической, в полной мере воплотившейся в творчестве Рахманинова, и авангардной (в широком смысле), которой вся его музыка противоречила. При этом заявленные в названии фестиваля хронологические границы — XIX—XXI вв. — подчеркивают вневременное, символическое значение музыки композитора, с одной стороны, продолжающей романтическую традицию, а с другой, — отрицающей ее. В поздних произведениях Рахманинова очевиден поиск принципиально новых средств музыкального языка, которые «считываются» в сочинениях современных авторов.
Фестиваль откроется 27 марта выступлением Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под управлением одного из крупнейших российских дирижеров Владимира Федосеева. В 2022 году маэстро исполнилось девяносто лет, а в 2024-м он будет отмечать полувековой юбилей руководства оркестром. В программе — «Симфонические танцы» Рахманинова, сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева (редакция Владимира Федосеева) и Вариации на тему FEDOSEEF нашего современника Александра Чайковского.
В день рождения Рахманинова, 1 апреля, Заслуженный коллектив России под управлением Александра Лазарева исполнит сочинения композитора, написанные в ранний период творчества, — Каприччио на цыганские темы, Первую симфонию и Первый фортепианный концерт (солист — Вадим Руденко).
Тему противопоставления музыки Сергея Рахманинова современному ему авангарду раскроет программа Академического симфонического оркестра (2 апреля). Наряду с опусами композитора прозвучат сочинения Александра Мосолова, Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, созданные в 1920-е годы.
Одной из ярких страниц фестиваля станет выступление Московского ансамбля современной музыки с программой «Русская музыка 2.0» (29 марта). Петербургской публике коллектив представит сочинения лауреатов Aksenov Family Foundation, в числе которых Алексей Сысоев, Дмитрий Бурцев, Антон Светличный, Олег Гудачев, Владимир Раннев, Марк Булошников.
Духовной музыке Рахманинова и продолжению этой традиции в творчестве композиторов XX и XXI веков посвящен Общедоступный концерт в Большом зале филармонии (31 марта). В программе вечера — «Всенощное бдение» Рахманинова, а также духовные сочинения Шнитке, Смирнова и Десятникова в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга и Хора мальчиков Хорового училища им. М.И. Глинки под управлением Владимира Беглецова.
Больше информации о фестивале на сайте
О других событиях, посвященных 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова читайте на нашем портале
Фото обложки предоставлено организаторами
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться