Балет П. Чайковского «Щелкунчик» (версия М. Шемякина) в Мариинском-2
Балет П. Чайковского «Щелкунчик» (версия М. Шемякина) в Мариинском-2
Спектакли

01 мая 2023

Балет П. Чайковского «Щелкунчик» (версия М. Шемякина) в Мариинском-2

Фото: www.mariinsky.ru
Музыка Петра Чайковского. Либретто и сценарный план Мариуса Петипа в обработке Михаила Шемякина по сказке Э.-T.-A. Гофмана.

Ольга Макарова:

Мир этого «Щелкунчика» создан художником Михаилом Шемякиным. Шемякин не только рисовал эскизы костюмов и декораций, он придумывал образы персонажей, диктовал хореографу характер их пластики, и все причудливые превращения этой театральной сказки – плод его фантазии. В красочной фантасмагории шемякинского спектакля, населенного масками с длинными носами – не то людьми, не то мышами, подчеркивается драматизм, тревожность партитуры Чайковского. В этом балете, вдохновленном причудливыми гофмановскими фантазиями, нет места тихому семейному уюту и привычной гармонии классического танца – в предпраздничной суете на кухне орудуют крысы, пробуя сыры и колбасы, приготовленные для рождественского стола, а в лавке сластей летают мухи и пчелы. «Обстановку добротного уютного и "вкусного" бюргерского быта» художник представил с дотошностью старательного документалиста – ни одна кухонная мелочь, будь то поварешки или шумовки, гирлянды чеснока или ребра подвешенной среди утвари туши, не обделена вниманием художника. И зрителю ни на мгновение не приходится скучать – рассматривая трогательные подробности бутафории, декораций и костюмов, ребенок порадуется узнаванию знакомых предметов, а взрослый улыбнется порой неожиданному для детской сказки их использованию. «Задача новой постановки "Щелкунчика", – говорит Шемякин, – вернуть сказке гофмановский дух с элементами гротескного юмора, странностями и перевоплощениями; соединить изобразительную часть с музыкальным драматизмом Чайковского. И в чем-то воскресить оригинальное либретто Петипа, со временем искаженное и подзабытое. Обычно плюшевые мышата в многочисленных постановках не в состоянии вызвать у современного ребенка ни страха, ни симпатии. Уже начиная с 1920-х годов, мыши были заменены на крыс (в частности, у Федора Лопухова гофмановские Мышильда и ее сын превращены в крыс), ибо их поведение и в сказке, и в балете напоминает больше поведение крыс, этих странных и загадочных существ. «В своей постановке я решил их "очеловечить". Это королевская семья, крысиная аристократия, военные и простой народец».

Другие события раздела

Театрализованное представление
Фестиваль
Гастроли
12.08

Спектакль «Пер Гюнт»

История
Театрализованное представление
Фестиваль
Гастроли
12.08

Спектакль «Буренушка»

История
Театрализованное представление
Фестиваль
Гастроли
12.08

Спектакль «Чжан Цзуйчжэн»

Премьера
Мюзикл
Доступная среда
11.08

Спектакль «Биндюжник и Король»

История
Классическое искусство
08.08

Спектакль «Тронутый. Как возник русский театр»

Смотреть все