Как во всякой романтической опере, в «Эрнани» все начинается с любви.
Классический любовный треугольник – сопрано и тенор против баритона –
здесь усложнен четвертой стороной, басом. В борьбу за прекрасную девушку
вступают разбойник, король и старик. Эту разномастную компанию
объединяют аристократическое происхождение и горячая кровь. Не
менее (если не более), чем любовь, их волнует честь. Слово
onor – «честь» – звучит со сцены четырнадцать раз, и еще четыре раза –
disonor, «бесчестье». Закон чести в этой истории сродни закону рока, он
всемогущ и бесчеловечен; недаром Верди сделал одной из немногих лейттем
оперы типично романтическую тему фатума. Потеря чести в такой системе
координат равна социальной смерти; если восстановление чести потребует
физической смерти, герой положит и любовь, и саму жизнь на этот алтарь.
Месть за бесчестье должна быть кровавой; персонажи то и дело хватаются
за клинок, мужчины грозят заколоть друг друга, девушка – зарезаться
в момент венчания, титульный герой погибает от собственной руки – хотя
и против собственной воли. Сюжет оперы, основанный на драме Виктора
Гюго (1830), – настоящий подарок для сценографа: действие происходит то
в ущелье Арагонских гор, то в старинных испанских замках, то под сводами
Аахенского собора. И все это – в 1519 году, во времена «золотого века»
Испании. Это был именно тот материал, который позволил композитору
закрепить успех «Набукко» (1842) и «Ломбардцев» (1843) и «перешагнуть»
границы Италии. Поставленный в 1844 году в Венеции, «Эрнани» оставался
одной из самых репертуарных вердиевских опер на протяжении всего
XIX века. Сегодня пятую оперу Верди инсценируют нечасто, хотя музыка из
нее регулярно звучит в концертных залах и на вокальных конкурсах.
Великолепные арии, ансамбли и хоры из «Эрнани» мало уступают зрелым
сочинениям маэстро. Эстетика бельканто сочетается в них с характерным
для тридцатилетнего Верди драматизмом. Обаяние «Эрнани» – в красоте
мелодий, в упругой танцевальной и маршевой подоплеке, в мощи
и тембральной яркости оркестрового сопровождения, в эскалациях темпа,
безотказно подводящих к взрыву оваций в конце каждой сцены.
Поэт-интеллектуал
Уистен Хью Оден однажды тонко подметил: сколь бы ни страдала
какая-нибудь оперная героиня, «мы ничуть не сомневаемся, что и мы, и она
прекрасно проводим время». Примерно такое чувство рождает и «Эрнани»,
невзирая на заклинания sangue, sangue, vendetta, vendetta, доносящиеся
со сцены. Появление вердиевской «оперы плаща и шпаги» на афише
Мариинского театра дает повод прекрасно провести время всякому
поклоннику оперного искусства.
Архив театра
Источник и правообладатель текста и фотографий «Культура.РФ» https://www.culture.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться