https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2024/3/10/2_1700/
Спектакли

10 марта - 10 марта 2024

Опера «Гугеноты»

Ныне редко исполняемые «Гугеноты» (1836) – это пышный музыкально-театральный блокбастер, базовый образец так называемой большой оперы, которая царила на французской сцене почти столетие. Иные критики превозносили «Гугенотов» до небес, другие нещадно бранили, у публики же успех сочинения был стабильным и длительным: до начала ХХ века оно не сходило с афиш по всему миру, выдержав в одной только Гранд-опера свыше тысячи представлений. Авторы бестселлера – композитор Джакомо Мейербер и либреттист Эжен Скриб – вложили в свое творение всё, что могло бы обеспечить ему популярность, и очень постарались, чтобы зритель не заскучал. На неспокойном, а в финале – кровавом, историческом фоне (Религиозные войны XVI века, Варфоломеевская ночь) разворачивается трагическая история любви протестанта Рауля и католички Валентины. Опера полна резких контрастов: на сцене то танцы, то баталии, то дворец, то кладбище, то свадьба, то резня. Сладкозвучное итальянское бельканто искусно сочетается с благородной французской декламационностью, вокальные монологи переходят в развернутые ансамбли и грандиозные массовые сцены. По части хорового письма Мейербер особенно силен; как никто, он способен создать на сцене иллюзию живой толпы. Хоры Мейербера настолько легко ложатся на слух, настолько ярки и мелодичны, что прямо-таки искушают зал подпевать; один из секретов обожания «Гугенотов» заключается именно в эффекте участия зрителей в водовороте сценических событий. Ни Вагнер, ни Верди, ни Мусоргский не обошли стороной мейерберовские находки в области хоровой музыки. Роскошен и оркестр Мейербера, композитор умел мастерски смешивать краски, не боясь использовать дерзкие комбинации инструментов и диковинные тембры (старинная виоль д’амур в романсе Рауля). Объемная, сочная мейерберовская медь по своей красоте и мощи не отстает от вагнеровской.

Горячим поклонником «Гугенотов» был Петр Ильич Чайковский, который посещал спектакли в Париже. Свои впечатления он выразил так: «“Гугеноты” – одна из прекраснейших опер во всем лирическом репертуаре, и не только музыканту по профессии, но и всякому сколько-нибудь образованному дилетанту дорога эта превосходная музыка, с ее удивительнейшей, первенствующей между всеми произведениями подобного рода, любовной сценой IV акта, с ее превосходными хорами, с ее полной новизны и оригинальных приемов инструментовкой, с ее порывисто-страстными мелодиями, с ее искусной музыкальной характеристикой Марселя, Валентины, религиозного фанатизма католиков и пассивного мужества гугенотов». Соглашаясь с авторитетным мнением соотечественника, Мариинский театр обогащает свой репертуар этим великолепным произведением.

https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2024/3/10/2_1700/

Источник и правообладатель текста и фотографий «PRO.Культура.РФ» https://www.culture.ru

Другие события раздела

История
Современное искусство
Музыка
Молодые люди
22.07

Спектакль «Шпаликов. Долгая счастливая жизнь»

Искусство
Премьера
Творчество
Для молодежи
Театрализованное представление
18.07

Спектакль-променад «Сутра золотого света. Чудесный источник»

Для детей
Бесплатно
День знаний
18.07

Спектакль «Как зайчишка и лисёнок в школу пошли»

История
Современное искусство
Музыка
Молодые люди
18.07

Шпаликов. Долгая счастливая жизнь

Современное искусство
Литература
Премьера
Комедия
Для молодежи
Театрализованное представление
17.07

Спектакль «Никто не приехал»

Смотреть все