«Музыка в моей опере – для людей любого рода, за исключением
длинноухих» – так с гордостью писал Вольфганг Амадей Моцарт своему отцу
Леопольду по поводу «Идоменея». Однако судьба этой оперы оказалась
непростой: успешная премьера в 1781 году, немногочисленные постановки
в XIX веке… и неутешительный вердикт знатоков, вынесенный в начале
XX столетия, – музыка гениальная, но традиционный жанр итальянской
оперы-сериа безнадежно устарел. Лишь во второй половине прошлого века
началось возрождение «Идоменея», и к нашему времени он вернулся на сцены
театров. Предание о критском царе, едва не принесшем в жертву богу
Посейдону своего единственного сына, трактовали и как психологическую
драму, и как античную трагедию, и как моральную притчу, и как пьесу о
конфликте поколений, и как сюрреалистический спектакль о
взаимоотношениях смертных с потусторонними силами, и как остроактуальный
политический памфлет…
«Идоменей» – одно из самых смелых
и новаторских произведений Моцарта. Как обычно, композитор не разрушает
жанровый канон, но преобразует его изнутри. В увертюре к опере-сериа
привычны трубы и литавры – пожалуйста, все это налицо, но у Моцарта
увертюра не просто помпезное вступление, а страстная поэма о
противостоянии рока и жертвы.
Опера-сериа состоит в основном из
вереницы арий и изредка вкрапленных ансамблей – Моцарт превращает
подобный «концерт в костюмах» в ряд психологических портретов
и драматических диалогов. Внешне кроткую, но нравственно твердую
пленницу Илию невозможно спутать с яростной, однако тоже глубоко
страдающей Электрой. Стоическое благородство Идаманта носит совсем не
ходульный характер: юный царевич полон чисто юношеского максимализма.
Мрачные бездны в душе Идоменея озаряются его неподдельной любовью
к сыну. Все эти контрасты сказываются и в ансамблях: терцете из второго
акта и – особенно – квартете из третьего акта, где у каждого из героев
своя мера страдания, и рок господствует над каждым.
Хоровые эпизоды
придают «Идоменею» поистине трагический масштаб, особенно в сцене
жертвоприношения из третьего акта. Здесь Моцарт откровенно
ориентировался на оперы Глюка и даже, возможно, превзошел старшего
мастера в остроте драматических переживаний.
Традиционная счастливая
развязка с «богом из машины» – тоже не совсем дань оперным условностям.
В ней звучит искренняя вера Моцарта в то, что истинные боги справедливы
и милосердны, а судьба не столь уж слепа, как это иной раз кажется. Лариса Кириллина
Архив театра
Источник и правообладатель текста и фотографий «Культура.РФ» https://www.culture.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться