Главная героиня оперы Винченцо Беллини носит имя Норма. С итальянского
языка оно переводится как «мерило», «эталон» – и в математическом, и в
этическом смысле слова. При этом с точки зрения общественной морали
поведение Нормы более чем предосудительно. Она нарушила сразу два
закона: вступила в плотскую связь, будучи верховной жрицей друидов, и
полюбила римлянина, хотя принадлежала к галльскому племени. Примирить
любовь к родине, к мужчине и к сыновьям Норма сумеет лишь ценой
собственной добровольной смерти.
Рассказывая о женщине эталонной
красоты – и внешней, и внутренней, – Беллини и его постоянный либреттист
Феличе Романи сотворили эталон итальянской романтической оперы в стиле
бельканто. Написанная для примадонны Джудитты Пасты, партия Нормы стала
сокровищем мирового сопранового репертуара. В ней Беллини сумел
объединить мощный трагический накал, легкую, хрустальную колоратуру и
теплую, вдохновенную кантилену. В роли кельтской жрицы в XIX веке
блистала Мария Малибран; незабываемые образы Нормы в прошлом столетии
создали Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье. Вершина
партии и всей оперы – завораживающая ария Casta diva («Пречистая
богиня»), обращенная к луне молитва о мире, с ее дивной, парящей в
невесомости мелодией. Но слушать «Норму» стоит не только ради этого.
Помимо титульной, Беллини создал в своей прославленной опере еще одну
прекрасную сопрановую партию – юной жрицы Адальджизы. Дуэт Нормы и
Адальджизы, двух подруг и соперниц, входит в число лучших ансамблей в
истории оперного жанра. Третья вершина любовного треугольника – фигура
римского проконсула Поллиона, тенора. Эта партия, уступающая по
многоплановости двум женским образам «Нормы», требует неменьшего
мастерства. Итак, успех «Нормы» в первую очередь определяется
исполнителями трех ключевых ролей. Но беллиниевская melodramma tragico –
это не только парад солистов. Огромное значение авторы придали хору.
Хоровые сцены «Нормы» наполнены духом возвышенной античной трагедии,
которая, несомненно, не могла не влиять на композитора-сицилийца.
«Melodie
lunghe lunghe lunghe», – сказал о бесконечных беллиниевских мелодиях
Верди. Вагнер, композитор совсем иного склада и иных художественных
принципов, восхищался «Нормой» всю жизнь и считал, что на ее
представлениях «не зазорно плакать». «Пение, пение и снова пение» – так
он определил суть музыки Беллини. Насладиться ею Мариинский театр
приглашает всех любителей бельканто: после серии концертных исполнений
театр приступил в нынешнем сезоне к долгожданной сценической постановке
беллиниевского шедевра.
Архив театра
Источник и правообладатель текста и фотографий «Культура.РФ» https://www.culture.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться