Опера «Норма»
Архив театра
Спектакли

23 июля - 26 июля 2025

Опера «Норма»

Главная героиня оперы Винченцо Беллини носит имя Норма. С итальянского языка оно переводится как «мерило», «эталон» – и в математическом, и в этическом смысле слова. При этом с точки зрения общественной морали поведение Нормы более чем предосудительно. Она нарушила сразу два закона: вступила в плотскую связь, будучи верховной жрицей друидов, и полюбила римлянина, хотя принадлежала к галльскому племени. Примирить любовь к родине, к мужчине и к сыновьям Норма сумеет лишь ценой собственной добровольной смерти.
Рассказывая о женщине эталонной красоты – и внешней, и внутренней, – Беллини и его постоянный либреттист Феличе Романи сотворили эталон итальянской романтической оперы в стиле бельканто. Написанная для примадонны Джудитты Пасты, партия Нормы стала сокровищем мирового сопранового репертуара. В ней Беллини сумел объединить мощный трагический накал, легкую, хрустальную колоратуру и теплую, вдохновенную кантилену. В роли кельтской жрицы в XIX веке блистала Мария Малибран; незабываемые образы Нормы в прошлом столетии создали Мария Каллас, Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье. Вершина партии и всей оперы – завораживающая ария Casta diva («Пречистая богиня»), обращенная к луне молитва о мире, с ее дивной, парящей в невесомости мелодией. Но слушать «Норму» стоит не только ради этого. Помимо титульной, Беллини создал в своей прославленной опере еще одну прекрасную сопрановую партию – юной жрицы Адальджизы. Дуэт Нормы и Адальджизы, двух подруг и соперниц, входит в число лучших ансамблей в истории оперного жанра. Третья вершина любовного треугольника – фигура римского проконсула Поллиона, тенора. Эта партия, уступающая по многоплановости двум женским образам «Нормы», требует неменьшего мастерства. Итак, успех «Нормы» в первую очередь определяется исполнителями трех ключевых ролей. Но беллиниевская melodramma tragico – это не только парад солистов. Огромное значение авторы придали хору. Хоровые сцены «Нормы» наполнены духом возвышенной античной трагедии, которая, несомненно, не могла не влиять на композитора-сицилийца.
«Melodie lunghe lunghe lunghe», – сказал о бесконечных беллиниевских мелодиях Верди. Вагнер, композитор совсем иного склада и иных художественных принципов, восхищался «Нормой» всю жизнь и считал, что на ее представлениях «не зазорно плакать». «Пение, пение и снова пение» – так он определил суть музыки Беллини. Насладиться ею Мариинский театр приглашает всех любителей бельканто: после серии концертных исполнений театр приступил в нынешнем сезоне к долгожданной сценической постановке беллиниевского шедевра.

Архив театра

Источник и правообладатель текста и фотографий «Культура.РФ» https://www.culture.ru

Места проведения

Загрузка навигации

Другие события раздела

Современное искусство
Литература
Премьера
Для молодежи
Александр Пушкин
Трагедия
29.07

Спектакль «Играем «Бориса Годунова»

Современное искусство
Литература
Премьера
Для молодежи
Александр Пушкин
Трагедия
28.07

Играем «Бориса Годунова»

Классическое искусство
Премьера
Михаил Булгаков
23.07

Спектакль «Зойкина квартира»

Комедия
23.07

Спектакль «Беглянки»

Комедия
22.07

«Беглянки»

Смотреть все