«Саламбо» — это опера, над которой Модест Мусоргский упорно работал с 1863 по 1866 год. Она создавалась практически независимо от «Могучей кучки» и М. А. Балакирева, который в то время был наставником Мусоргского в музыке.
По воспоминаниям Николая Римского-Корсакова, композитор иногда показывал фрагменты «Саламбо» в кругу друзей, и они вызывали у них «то восторг своей красотой тем и мыслей, то резкое осуждение из-за беспорядочности и сумбура».
В целом «Могучая кучка» скептически относилась к первой опере Мусоргского. Примечательно, что ни один из фрагментов «Саламбо», даже полностью оркестрованных, не был исполнен на концертах Бесплатной музыкальной школы, которой руководил Балакирев. Вероятно, именно это стало основной причиной того, что композитор отказался продолжать работу.
Однако Мусоргский не отказался от музыкального материала «Саламбо», понимая его художественную ценность. В последующие годы он неоднократно обращался к музыке оперы как к своего рода музыкальному «архиву», заимствуя из неё отдельные темы и более развёрнутые эпизоды для новых произведений, включая «Бориса Годунова» и хор «Иисус Навин».
Источником сюжета оперы стал роман Гюстава Флобера «Саламбо», который был впервые опубликован в русском переводе в 1863 году. Создавая либретто самостоятельно, Мусоргский не полностью следовал сюжету романа. Он ввёл ключевой мотив порабощения ливийцев Карфагеном как причину их восстания, в то время как у Флобера причина другая — наёмники-ливийцы не получили обещанную плату.
В 1991 году по инициативе Валерия Гергиева Наговицин расширил редакцию, добавив в неё музыку других произведений Мусоргского, связанных с «Саламбо», включая романс «Ночь», который характеризует главную героиню. В этой редакции опера была впервые исполнена силами Мариинского театра на древнеримской арене в испанском городе Мерида.
В постановке Сергея Новикова музыка прежней редакции дополнена ещё одним номером — дуэтом Саламбо и Шагабарима. В этом номере легко узнаётся дуэт Марины Мнишек с иезуитом Рангони из «Бориса Годунова», но такая реконструкция уместна, поскольку этот дуэт был задуман в набросках именно для «Саламбо».
Помимо певцов, в постановке участвует чтец, исполняющий роль Гамилькара, отца Саламбо (в партитуре Мусоргского этот персонаж так и не появился).
По воспоминаниям Николая Римского-Корсакова, композитор иногда показывал фрагменты «Саламбо» в кругу друзей, и они вызывали у них «то восторг своей красотой тем и мыслей, то резкое осуждение из-за беспорядочности и сумбура».
В целом «Могучая кучка» скептически относилась к первой опере Мусоргского. Примечательно, что ни один из фрагментов «Саламбо», даже полностью оркестрованных, не был исполнен на концертах Бесплатной музыкальной школы, которой руководил Балакирев. Вероятно, именно это стало основной причиной того, что композитор отказался продолжать работу.
Однако Мусоргский не отказался от музыкального материала «Саламбо», понимая его художественную ценность. В последующие годы он неоднократно обращался к музыке оперы как к своего рода музыкальному «архиву», заимствуя из неё отдельные темы и более развёрнутые эпизоды для новых произведений, включая «Бориса Годунова» и хор «Иисус Навин».
Источником сюжета оперы стал роман Гюстава Флобера «Саламбо», который был впервые опубликован в русском переводе в 1863 году. Создавая либретто самостоятельно, Мусоргский не полностью следовал сюжету романа. Он ввёл ключевой мотив порабощения ливийцев Карфагеном как причину их восстания, в то время как у Флобера причина другая — наёмники-ливийцы не получили обещанную плату.
В 1991 году по инициативе Валерия Гергиева Наговицин расширил редакцию, добавив в неё музыку других произведений Мусоргского, связанных с «Саламбо», включая романс «Ночь», который характеризует главную героиню. В этой редакции опера была впервые исполнена силами Мариинского театра на древнеримской арене в испанском городе Мерида.
В постановке Сергея Новикова музыка прежней редакции дополнена ещё одним номером — дуэтом Саламбо и Шагабарима. В этом номере легко узнаётся дуэт Марины Мнишек с иезуитом Рангони из «Бориса Годунова», но такая реконструкция уместна, поскольку этот дуэт был задуман в набросках именно для «Саламбо».
Помимо певцов, в постановке участвует чтец, исполняющий роль Гамилькара, отца Саламбо (в партитуре Мусоргского этот персонаж так и не появился).
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться