Опера «Сицилийская вечерня» (полусценическое исполнение)
Архив театра
Спектакли

10 сентября - 10 сентября 2025

Опера «Сицилийская вечерня» (полусценическое исполнение)

Название оперы Верди – словосочетание, ставшее именем нарицательным за сотни лет до ее написания. 30 марта 1282 года Сицилия, захваченная французами, подняла восстание под звон колоколов, зовущих на вечернюю молитву. С тех пор слова «сицилийская вечерня» означают кровопролитную резнюв борьбе за свободу.
Может показаться удивительным, но оперу на «антифранцузский» сюжет Верди написал по заказу Парижской оперыи исполнялась она первоначально на французском языке. Либретто театр заказал самому именитому отечественному драматургу – Эжену Скрибу (1791–1861), одному из отцов жанра большой романтической оперы. Подписываяв 1852 году контракти еще не зная, о чем будет новый опус, Верди уже хорошо представлял условия игры: пять актов на исторический сюжет, народв качестве главного действующего лица, обязательное участие хораи балета. Ради Верди Скриб извлек из сундуков либретто под названием «Герцог Альба», слегка поработал над ним –и текст для «Сицилийской вечерни» был готов. Тот факт, что злодеем-тираном предстал его соотечественник Монфор, Скриба не смутил.
Верди, по-видимому, не слишком волновали перелицовки пьес с переносом действия из страныв страну. Пусть либретто скроено из набора штампов, пусть сценические ситуации кочуют из оперыв оперу, создатьв произведении «местный колорит» – дело композитора. В результатев конце второго акта звучит «сицилийская» тарантелла, а вот сицилиана Елены из пятого действия прочно вошлав репертуар сопрано – под именем болеро: она получилась абсолютно испанской.
Сочиняя «Сицилийскую вечерню», Верди делал всё, чтобы ее можно было мгновенно превратитьв обычную итальянскую оперу, ничего не меняяв партитуре. Недаром «Вечерня» на сцене прижилась почти исключительно с итальянским либретто.
«Франко-итальянский конфликт» Скрибаи Верди достигает кульминациив трактовке образа Джованни Прочиды. В либретто это политэмигрант-провокатор, который возвращается на родину, чтобы поднять восстание против французских властей и… положить Сицилию к ногам испанцев. В музыке это герой без страхаи упрека, как будтов 1855 году композитор предвидел: через пять лет, когда на Сицилии высадятся Джузеппе Гарибальдии его легендарная «Тысяча», – начнется освобождение Италии.

Архив театра

Источник и правообладатель текста и фотографий «Культура.РФ» https://www.culture.ru

Другие события раздела

Классическое искусство
Балет
Премьера
Классическая музыка
27.06

Спектакль «Брух. Сюита. 598 тактов. Роден»

Литература
Музыка
Для молодежи
Исполнительское искусство
Антон Чехов
27.06

Литературно-музыкальный спектакль «Чехов наш»

Опера
Классическая музыка
27.06

Опера «Левша» (полусценическое исполнение)

Премьера
Комедия
Александр Островский
27.06

Спектакль «Свои люди – сочтёмся»

Для детей
Бесплатно
Кукольный спектакль
Сказка
26.06

Кукольный спектакль «Тредичино»

Смотреть все