«Сорочинская ярмарка» – самое светлое, самое поэтическое произведение
Мусоргского, полное юмора и теплого лиризма. Композитор назвал свою
оперу «комической», и это действительно так: все, что в ней представлено
(ярмарочная торговля, любовные переживания Параси и Парубка,
супружеская перепалка Хиври и Черевика, «страшные» фантастические
картины адского шабаша в сонном видении Парубка, не говоря уже о сцене
Поповича с Хиврей), окрашено мягким юмором Гоголя и Мусоргского. Слово
«представлено» употреблено неслучайно: в автографе клавира к роли Цыгана
композитор делает шутливое примечание – «заведующий комедией».
Разнообразные события, случившиеся в опере, происходят во многом по
наущению Цыгана и при его участии как «режиссера», так что впоследствии
он мог бы рассказывать эту историю так же, как и историю про Красную
Свитку.
«Сорочинская ярмарка» осталась неоконченной; как и в случае
с двумя другими операми Мусоргского, «Саламбо» и «Хованщиной», до нас
дошло не все из написанного им (так, например, не сохранились два
«превосходных», по определению Владимира Стасова, цыганских хора). Из
созданных различными композиторами редакций наиболее жизнеспособной
оказалась версия Виссариона Шебалина, в 1931–1932 годах досочинившего
и оркестровавшего оперу. Эта версия и исполняется в настоящее время
в Мариинском театре. Владимир Горячих
Архив театра
Источник и правообладатель текста и фотографий «Культура.РФ» https://www.culture.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться