Опера «Тристан и Изольда»
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2024/12/29/3_1700/
Спектакли

29 декабря - 29 декабря 2024

Опера «Тристан и Изольда»

Краткое содержание оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» укладывается в несколько строк: рыцарь Тристан любит принцессу Изольду, чужую невесту и – позднее – жену; Изольда любит Тристана, убийцу своего прежнего жениха; муж Изольды, добрый король Марк, страдает; верные друзья помогают, враг предает, любовники умирают. Опорные точки сюжета, заимствованного Вагнером из средневековой литературы (в первую очередь из стихотворного романа Готфрида Страсбургского), очень немногочисленны: любовный напиток – свидание – разоблачение – ранение – разлука – смерть. Обогатив старинную легенду образами из романтической поэзии Новалиса и идеями из философии Шопенгауэра, композитор сотворил грандиозный вокально-симфонический гимн любви и смерти, точнее – их слиянию, «любви-смерти». «Тристан и Изольда» – это радикальная психологическая драма, где средствами музыки воспроизведено каждое движение человеческой души: от истомы до экстаза, от мимолетного порыва до маниакальной страсти. Неутолимость любовного влечения рождает неизбывное напряжение в музыке: экспрессивные и зыбкие гармонии, вьющиеся побеги мелодий, томительные голоса скрипок, гобоя, английского рожка, все то, что Ницше называл «жуткой и сладкой бесконечностью»… «Этот “Тристан” будет чем-то потрясающим, – писал Вагнер Матильде Везендонк, своей “Изольде”. – Отлично поставленный, он сведет людей с ума». Так и получилось: мир помешался на «Тристане», на дурманящем «Тристан-аккорде», на экзальтированном «просветлении Изольды». Партитура «Тристана» исчерпала возможности мажоро-минорной системы, определила развитие европейской музыки на десятилетия вперед и превратилась в миф, допускающий самые разнообразные интерпретации и режиссерские концепции.
В дореволюционной России «Тристана» ставили дважды, оба раза – в Мариинском, после чего «Тристан» исчез из отечественной театральной жизни почти на сто лет. В 2005-м произведение вернулось на мариинскую сцену – в постановке Дмитрия Чернякова. В сезоне 2024–2025 годов театр вновь обратился к труднейшему опусу Вагнера. Спектакль на сцене Концертного зала ставят Константин Балакин и Алексей Степанюк, оформляет Елена Вершинина. В своих декорациях к «Тристану» художница варьирует известную картину Арнольда Бёклина «Остров мертвых», подчеркивая тем самым главную тему этой оперы – тайну любви и смерти.

https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2024/12/29/3_1700/

Источник и правообладатель текста и фотографий «PRO.Культура.РФ» https://www.culture.ru

Другие события раздела

15.06

Спектакль «Поминальная молитва» в Театре на Литейном

Спектакль «Девчата» в Балтийском доме

Спектакль «Король vs король» в Театре БУФФ

Современное искусство
Для детей
Биография
Премьера
Сказка
Театрализованное представление
04.02

Спектакль «Лучшевсехний папа, или Краденое солнце»

Современное искусство
Премьера
Для молодежи
Театрализованное представление
04.02

Спектакль «На рассвете»

Смотреть все