Краткое содержание оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда»
укладывается в несколько строк: рыцарь Тристан любит принцессу Изольду,
чужую невесту и – позднее – жену; Изольда любит Тристана, убийцу своего
прежнего жениха; муж Изольды, добрый король Марк, страдает; верные
друзья помогают, враг предает, любовники умирают. Опорные точки сюжета,
заимствованного Вагнером из средневековой литературы (в первую очередь
из стихотворного романа Готфрида Страсбургского), очень немногочисленны:
любовный напиток – свидание – разоблачение – ранение – разлука –
смерть. Обогатив старинную легенду образами из романтической поэзии
Новалиса и идеями из философии Шопенгауэра, композитор сотворил
грандиозный вокально-симфонический гимн любви и смерти, точнее – их
слиянию, «любви-смерти». «Тристан и Изольда» – это радикальная
психологическая драма, где средствами музыки воспроизведено каждое
движение человеческой души: от истомы до экстаза, от мимолетного порыва
до маниакальной страсти. Неутолимость любовного влечения рождает
неизбывное напряжение в музыке: экспрессивные и зыбкие гармонии,
вьющиеся побеги мелодий, томительные голоса скрипок, гобоя, английского
рожка, все то, что Ницше называл «жуткой и сладкой бесконечностью»…
«Этот “Тристан” будет чем-то потрясающим, – писал Вагнер Матильде
Везендонк, своей “Изольде”. – Отлично поставленный, он сведет людей с
ума». Так и получилось: мир помешался на «Тристане», на
дурманящем «Тристан-аккорде», на экзальтированном «просветлении
Изольды». Партитура «Тристана» исчерпала возможности мажоро-минорной
системы, определила развитие европейской музыки на десятилетия вперед
и превратилась в миф, допускающий самые разнообразные интерпретации
и режиссерские концепции.
В дореволюционной России «Тристана»
ставили дважды, оба раза – в Мариинском, после чего «Тристан» исчез из
отечественной театральной жизни почти на сто лет. В 2005-м произведение
вернулось на мариинскую сцену – в постановке Дмитрия Чернякова. В сезоне
2024–2025 годов театр вновь обратился к труднейшему опусу Вагнера.
Спектакль на сцене Концертного зала ставят Константин Балакин и Алексей
Степанюк, оформляет Елена Вершинина. В своих декорациях к «Тристану»
художница варьирует известную картину Арнольда Бёклина «Остров мертвых»,
подчеркивая тем самым главную тему этой оперы – тайну любви и смерти.
https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2024/12/29/3_1700/
Источник и правообладатель текста и фотографий «PRO.Культура.РФ» https://www.culture.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться