Симфония «Берлиоз. Ромео и Джульетта» в Мариинском театре-2
Спектакли

Симфония «Берлиоз. Ромео и Джульетта» в Мариинском театре-2

Фото: www.mariinsky.ru
ектор Берлиоз
«Ромео и Джульетта», драматическая симфония для солистов, хора и оркестра по трагедии Уильяма Шекспира


Драматическая симфония Гектора Берлиоза «Ромео и Джульетта» (1839) – одно из самых совершенных созданий композитора. Пожалуй, ни в каком другом его сочинении не отразились с такой силой и очевидностью все самые лучшие и самые специфические стороны его своенравного гения – щедрость неуемной фантазии, склонность к резким контрастам, психологическая утонченность, соседствующая с броской, доходящей почти до грубоватости, декоративностью.
История создания «Ромео и Джульетты» тесно сплетена с личной судьбой композитора. В 1827 году в Париж приехала английская драматическая труппа, которая привезла несколько шекспировских спектаклей, в том числе «Ромео и Джульетту». Спектакли эти произвели на Берлиоза (и не на него одного) потрясающее впечатление: ведь до того французы, можно сказать, Шекспира и не знали! В английской труппе блистала молодая актриса Гарриэт Смитсон – исполнительница ролей Джульетты, Офелии. К ней и вспыхнуло в душе композитора пламенное романтическое чувство (спустя шесть лет она стала женой композитора). С того времени, по-видимому, Берлиоз и стал помышлять о музыкальной интерпретации образов шекспировской трагедии. Когда же замысел окончательно созрел, когда материальная помощь Паганини избавила его от докучных забот о ежедневном заработке, тогда – в январе 1839 года – Берлиоз приступил непосредственно к сочинению. На написание огромной партитуры ушло 6–7 месяцев. Премьера состоялась 24 ноября того же 1839 года. Но и после этого автор неоднократно возвращался к своему сочинению, внося различные поправки (последняя относится к 1858 году; таким образом, над «Ромео и Джульеттой» Берлиоз работал в общей сложности без малого 30 лет!).
Свое сочинение композитор назвал драматической симфонией, желая подчеркнуть не столько трагедийный строй ее сюжета, сколько театральность ее формы. Действительно, в исполнении симфонии, кроме оркестра, участвуют хор и солисты, которые трактованы то как действующие лица (хор – Монтекки, Капулетти; солисты – Меркуцио, патер Лоренцо), то как «голос от автора» (Пролог; впрочем, «персонаж от автора» имеется и в трагедии Шекспира). Берлиоз не отслеживает шаг за шагом всех событий трагедии: он ограничивается воплощением лишь тех, которые у Шекспира сосредоточены в первом акте (вражда; встреча Ромео и Джульетты, их любовь) и в последнем (похороны мнимоумершей Джульетты; смерть Ромео и Джульетты; примирение враждующих родов). Зато эти события рассмотрены очень подробно: то о них рассказывается (хор-Пролог), то они оживают в действии (собственно драматические эпизоды), то их обобщенно-образное содержание передается средствами чисто оркестровой музыки. Симфония состоит из трех частей; в первой части – два номера, во второй и третьей – по три. Адам Стратиевский

Другие события раздела

Современное искусство
Литература
Премьера
Комедия
Для молодежи
Театрализованное представление
17.07

Спектакль «Никто не приехал»

Премьера
Михаил Лермонтов
16.07

Спектакль «Маскарад»

Современное искусство
Премьера
Комедия
Для молодежи
Театрализованное представление
16.07

Никто не приехал

Для детей
Классическая музыка
Мюзикл
15.07

Спектакль «Королевский бутерброд»

Классическое искусство
Музыка
Опера
Премьера
Классическая музыка
Петр Чайковский
11.07

Опера «Евгений Онегин»

Смотреть все