Спектакль «Новеллы о любви» в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской
Спектакли

Спектакль «Новеллы о любви» в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской

Репетиция. Фото предоставлено организаторами
1 и 2 июля 2023 года на сцене Театра им. В. Ф. Комиссаржевской состоится премьера спектакля «Мопассан. Новеллы о любви» в постановке Леонида Алимова.

Вторая половина XIX века – время невероятное, удивительное, плодоносное. Оно подарило миру величайших писателей, драматургов, поэтов, художников, композиторов и музыкантов.

Это было время натурализма (Э. Золя, Г. Гауптман), французского импрессионизма (в музыке – Шуберт, Шуман, Лист, Берлиоз, Вагнер, Верди и пр.; в живописи – Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Франсиско Писсаро, Пьер Огюст Ренуар, Ван Гог, Поль Гоген, Игорь Грабарь, в литературе Райнер Мария Рильке, Оскар Уайльд), «Могучей кучки» в России (Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Александр Бородин, Милий Балакирев),

Современниками Мопассана в России были Иван Тургенев, Антон Чехов, Лев и Алексей Толстые, Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Иван Гончаров, Николай Лесков, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Всеволод Гаршин, Александр Герцен, Николай Добролюбов, Николай Чернышевский, Дмитрий Писарев, Александр Сухово-Кобылин, Александр Островский; художники Иван Айвазовский, Иван Крамской, Илья Репин, Константин Маковский, Василий Суриков, Николай Перов, Виктор Васнецов, Григорий Мясоедов, Алексей Саврасов, Архип Куинджи, Иван Шишкин; великие музыканты братья Антон и Николай Рубинштейны и композитор Петр Чайковский.

Примерно в одно время творили Оскар Уайльд, Джек Лондон, Артур Конан Дойл, Виктор Гюго, Жюль Верн, Марк Твен, Роберт Стивенсон, Гюстав Флобер, Майн Рид, Эмиль Золя, Элиза Бернетт, Томас Харди, Фридрих Ницше, Бернанд Шоу, Зигмунд Фрейд, Генри Хаггард, Кнут Гамсун, Генрик Ибсен, Александр Дюма-сын, Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Артюр Рембо, Шолом-Алейхем….

Одной из первых работ, посвященных творчеству Мопассана, была статья Льва Толстого, опубликованная как предисловие к его пятитомному собранию сочинений, вышедшему в 1894 году. Это было первое глубокое исследование творчества Мопассана в России. Известно, что Толстой перечитывал Мопассана, постоянно упоминал о нем в беседах, переводил и издавал его новеллы. Творчество Мопассана было интересно и Антону Чехову: в Мопассане он видел художника-новатора, мастера коротких рассказов. Чехову принадлежат слова: «После тех высоких требований, которые поставил своим мастерством Мопассан, трудно работать, но работать все же надо».

Новелла в переводе с итальянского языка означает новость. С точки зрения литературоведения новелла – это «малый повествовательный жанр, для которого характерны краткость, остросюжетность, неожиданная развязка». Генетически новелла происходит от таких жанров, как анекдот, сказка, басня.

По словам Гете, новелла «есть ни что иное, как случившееся неслыханное происшествие, необычайный случай», другие писатели определяют новеллу как «замечательное происшествие», «нечто удивительное», «чудесное», что «основное свойство новеллы – увидеть в малом, единственном, «уникальном» событии всю жизнь человека, а за нею – контуры общества».

Размышляя о новеллах Мопассана, можно увидеть, что «неслыханное происшествие» и «удивительные случаи» «вырастают у него из самой повседневной, банальной, но достаточно жестокой жизненной прозы, из массового мещанского быта». Писатель акцентирует внимание на контрасте между повседневными причинами и невероятными последствиями, противопоставляя прошлое и настоящее, надежды, ожидания и реальность.

Репетиция. Фото предоставлено организаторами
Мопассан писал свои новеллы с 1875 г. Известность он приобрел, как многие знают, новеллой «Пышка» в 1880 г. Мопассан написал свыше 300 новелл, составивших 16 сборников («Заведение Телье», «Мадемуазель Фифи», «Рассказы вальдшнепа», «Лунный свет», «Мисс Гарриет», «Иветта»и др.). Целый ряд новелл автора, разбросанных по различным газетам и журналам, был издан уже после его смерти.

Новеллы Мопассана разнообразны по тональности, языку, тематике, жанровым особенностям. Некоторые литературоведы разделяют новеллы Мопассана по группам (новеллы о современности, о франко-прусской войне, о любви, о несправедливости и об абсурде жизни, эротические и оптимистические новеллы), по жанрам (памфлет, анекдот, исповедь, новелла характеров и лирическая новелла). Иногда он прибегает к небольшим сценкам, живым диалогам, иногда его рассказы ведутся от первого лица, имеют форму воспоминаний, дневников и т. д. Не все новеллы Мопассана равноценны, но о большинстве из них можно сказать словами Золя, что, «читая их, смеешься или плачешь, но всегда размышляешь».

Его глубоко волновало одиночество людей в обществе, беззащитность «маленького» человека, трагические судьбы людей, оказавшихся на «дне» жизни. Не идеализируя своих героев, Мопассан показывал их подлинную человечность и чистоту чувств. В рассказах о франко-прусской войне именно простые люди оказываются способными на героические и патриотические поступки. «Для меня, говорил он, – психология в новелле сводится к следующему: выявить тайное в человеке через показ его жизни».

Спектакль Театра им. В. Ф. Комиссаржевской объединил 16 новелл разных жанров и направленности, 17 актеров разного возраста, мироощущения и внутреннего наполнения.

Репетиция. Фото предоставлено организаторами
Режиссер ЛЕОНИД АЛИМОВ:
«Многие русские классики необычайно ценили Мопассана, Л. Н. Толстой с азартом и страстью переводил его произведения, а Чехова считают прямым литературным "родственником" Мопассана. И мне кажется вот почему: несмотря на свою кажущуюся бесхитростность, некую анекдотичность, его новеллы очень хитрые, многослойные, закодированные, с непременными перевертышами сюжета, зачастую последние четыре строки полностью меняют смысл повествования, и возникает абсолютно неожиданный финал.
Во время репетиций мы придумали свой особый жанр подхода и разбора текстов великого француза, который можно обозначить как "жестокий романс". И есть у нас еще одна внутренняя и мощная задача: мы хотим сделать так, чтобы все эти французские истории казались стали бы для нас, актеров и зрителей, родными, русскими, а потому и музыкальное сопровождение, и сценография будут неожиданными ... А костюмы... Но не будем раскрывать всех секретов, а просто ждем вас на премьере!»
Репетиция. Фото предоставлено организаторами

Инсценировка, постановка, музыкальное оформление Леонида Алимова.
Сценография и костюмы – Владимир Фирер.
Художник по свету – Гидал Шугаев.
Педагог по вокалу – Ольга Кравцова.
Музыкальный руководитель – Артур Мкртчян.

В спектакле заняты: заслуженные артисты России Ольга Белявская, Анастасия Мельникова, Валентина Панина, артисты Инна Анциферова, Ольга Арикова, София Большакова, Елизавета Нилова, Светлана Слижикова, Варвара Репецкая, Александра Сыдорук, Семен Авралев, Василий Гетманов, Константин Демидов, Анатолий Журавин, Евгений Кошелев, Вадим Лунгу, Родион Приходько


Другие события раздела

Современное искусство
Премьера
19.09

Спектакль «Превращение»

Классическое искусство
Современное искусство
Балет
Премьера
19.09

«Бах-exerсise» спектакль-балет в постановке Анны Богодуховой и н.а.РФ. Ульяны Лопаткиной

Для детей
Кукольный спектакль
19.09

«Азбука дорожного движения» или «Новые приключения Буратино» умные сказки с Люсей Вороной

Для детей
Кукольный спектакль
19.09

«Солнышко про запас» кукольный спектакль. Добрые сказки с Люсей Вороной

Для детей
Кукольный спектакль
19.09

«Я от бабушки ушёл» или «Колобок на новый лад» любимые сказки с Люсей Вороной

Смотреть все