Лекция в рамках клуба «Мастерская профессионального зрителя»
Совместная лекция с Фондом исследований исламской культуры имени Ибн Сины и образовательной платформой LectOrient.
Кинематограф на этапе формирования и закрепления советской власти предстал одним из важнейших пропагандистских ресурсов по модернизированию повседневной общественной и частной жизни в центральных районах страны и ее республиках. Разоблачая в игровом и неигровом кинематографе «вредные» пережитки досоветского периода, молодое государство проводило жесткую борьбу против народных верований, религии как социального института и религиозного фанатизма, традиционных норм поведения, а следовательно, эта борьба вела к большим преобразованиям в жизни советских граждан. Ключевой темой фильмов были принципиальные вопросы образования женщины, её статуса в семье и в обществе, влиянии традиционного гендерного распределения ролей в социуме на экономические и политические процессы. Раннесоветский кинематограф открывает большие перспективы для изучения положения дел на Кавказе, позволяет обратиться к историческому контексту кампании худжум, осуществлявшейся в 1920–30-е гг., в том числе средствами кино, в советских республиках современной территории Центральной Азии и направленной на изменение статуса женщины.
Впоследствии образ женщины на советских экранах менялся в унисон со временем, зависел от общих политических тенденций, при этом неизменно отражал этнокультурные особенности каждой отдельно взятой республики, что справедливо и для периода после распада Советского Союза и обретения республиками статуса независимых государств. В лекции пойдет речь о трансформации образа женщин Кавказа и Центральной Азии на конкретных примерах фильмов разных исторических эпох.
Лектор — Наталья Валерьевна Казурова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
Библиотека имени Маяковского
Источник и правообладатель текста и фотографий «Культура.РФ» https://www.culture.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться