Геннадий Манжаев — художник, чье многогранное творчество заняло особое место в современном российском искусстве. Находясь в постоянном поиске новых техник, форм, смыслов и практик, он глубоко исследовал тему духовных потребностей современного общества. Тему православия художник называл своим «золотым запасом». Эта своеобразная авторская история русской святости от блаженной XVIII века Ксении Петербургской до расстрелянного в XX веке митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) находит свое отражение в серии пастельных работ «Святые, блаженные, новомученики и юродивые Христа ради Санкт-Петербурга и его окрестностей».
Изображения святых ликов для художника — попытка создать не икону, но умозрительный иконописный портрет, отражающий его индивидуальное понимание святости и преображения человеческого существа, идущего путем праведной жизни. Узнаваемые, хранимые в народной памяти образы почитаемых православных юродивых, странников и праведников предваряют тяжелые, иногда близкие к монохромным картины, повествующие о жестоких гонениях и преследованиях церкви. Пастельные туманные пейзажи, существующие на зыбкой границе сакрального и мирского, озаряются внутренним светом ликов святых, что создает впечатление сродни созерцанию икон.
Еще одна важная особенность серии — повествовательность. Художник добавляет к изображению рукописный текст, раскрывающий суть христианского подвижничества. Каждый из пастельных листов рассказывает персональную историю, складывая воедино общий нарратив русской духовной жизни.
Прикосновение к теме новомучеников в исполнении Геннадия Манжаева это своеобразное свидетельство сохранения памяти и признания современниками духовного подвига всех пострадавших от гонений на Русскую православную церковь.
Государственный музей "Исаакиевский собор"
Источник и правообладатель текста и фотографий «Культура.РФ» https://www.culture.ru
 
     
                                    
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться