БДТ проведет симпозиум о Пушкине
БДТ проведет симпозиум о Пушкине
Анонсы

БДТ проведет симпозиум о Пушкине

«Каменный гость». Правообладатель: фото Ирина Туминене / БДТ им. Г.А. Товстоногова.

Опубликовано: 17 марта 2025 года

22 марта в БДТ им. Г.А. Товстоногова пройдет «Наше Всё. Симпозиум».

В программе:
  • лекция кандидата педагогических наук Антона Ткаченко «Уроки литературы и театр: в поисках смыслов»;

  • симпозиум «Наследники», где о традициях в современности будут рассуждать и спорить психолингвист Татьяна Черниговская, этнограф Дмитрий Баранов, писатель Дмитрий Данилов, священник Алексий Ковальчук, филолог Вениамин Золотухин, музыкант Николай Комягин, театровед Николай Песочинский и критик Юрий Сапрыкин;

  • певческая встреча с ансамблем Толóка, на которой можно будет по-новому услышать народные песни, понять их смыслы и связь с сегодняшней жизнью.
«Пир после чумы». Правообладатель: фото Стас Левшин / / БДТ им. Г.А. Товстоногова.

В 2024 году БДТ им. Г.А. Товстоногова начал диалог с Александром Сергеевичем Пушкиным. В проекте «Опыты драматических изучений» молодые режиссеры Арсений Мещеряков, Арсений Бехтерев и Александра Толстошева обратились к пушкинскому циклу «Маленькие трагедии». Репертуар БДТ пополнили три спектакля: «Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери».

На протяжении всего дня будет работать телеграм-канал «Опыт первый» – перформативный проводник по событиям программы «НАШЕ ВСЁ. СИМПОЗИУМ». Он был создан специально для фестиваля «Наше все. Опыт 1.» и стал формой цифровой документации диалогов с Александром Сергеевичем Пушкиным, проводимых в театре.
«Моцарт и Сальери». Правообладатель: фото Стас Левшин / БДТ им. Г.А. Товстоногова.

Программа


13:30 – 14:50 – лекция «Уроки литературы и театр: в поисках смыслов» (зрительский буфет Основной сцены).

  • Почему сегодня читатель больше зритель?
  • Как современный театр может стать ресурсом, позволяющим формировать интерпретационные навыки как у учеников, так и у взрослых зрителей?
  • Каким образом можно учиться анализировать спектакль как отдельное произведение искусства? Как выстроить диалог с литературным текстом самостоятельно и в школе?
  • Зачем смотреть и говорить про экспериментальные постановки?
  • Как искусство расширяет наши представления о себе и мире, дает уникальный опыт для саморазвития? 

Участники поговорят обо всем этом на лекции на практических примерах, в том числе про спектакли БДТ: «Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери». 

Спикер: Антон Ткаченко – кандидат педагогических наук. Учитель словесности, заместитель директора по воспитательной работе частной школы «Золотое сечение» (Москва). Руководитель театральной студии школы «Золотое сечение». Автор статей по методике обучения литературе. Автор учебно-методического пособия «Уроки литературы и театр: возможности цифровой эпохи» (2024). Куратор программы «БДФ.Школа». Методист программы «Учитель для каждого».

«Пир после чумы». Правообладатель: фото Стас Левшин / БДТ им. Г.А. Товстоногова.

16:45 – 18:15 – симпозиум «Наследники» (Большое зрительское фойе Основной сцены).
«Вечное всегда носит одежду времени, и одежда эта так срастается с людьми, что порой под историческим мы не узнаем сегодняшнего, нашего, то есть в каком-то смысле мы не узнаем и не понимаем самих себя», - писал Юрий Михайлович Лотман, крупнейший исследователь жизни и творчества Пушкина.

Продолжая разговор о Пушкине, классике и ее сценических интерпретациях, организаторы встречи обращаются к традиционной форме встречи – симпозиуму. Само слово «симпозиум» восходит к древнегреческому συμπόσιον, что переводится как «пиршество». Сегодня он утратил черты античных веселий и воспринимается как научная конференция, посвященная конкретному вопросу. БДТ им. Г.А. Товстоногова объединяет понятийные представления прошлого и настоящего, собирая за одним столом зрителей и участников, среди которых представители разных специальностей и герои разных поколений: пушкиноведы, театроведы, музыканты, ученые, писатели и журналисты.

На симпозиуме будут говорить о традициях.
  • Как они возникают и складываются?
  • Можем ли мы сегодня понять, кто из современных художников станет классиком, какие повседневные ритуалы войдут в культурную привычку?
  • Что такое традиция – сдерживающий фактор или поле для инновации?
  • Может ли обращение к прошлому помочь найти опору в настоящем, расширить представления о себе и мире вокруг и построить мост в будущее?
  • Что мы получили в наследство от предков и какой опыт передадим потомкам? 


Модератор:
Софико Шеварднадзе – теле- и радиожурналист, автор и ведущий программ, колумнист и интервьюер ведущих российских изданий.

Спикеры:
  • Татьяна Черниговская – доктор наук (физиология, теория языка), академик Российской академии наук, Заслуженный работник высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ, профессор СПбГУ. Директор Института когнитивных исследований СПбГУ.

  • Дмитрий Баранов – кандидат исторических наук, заведующий отделом этнографии русского народа РЭМ.

  • Дмитрий Данилов – писатель, драматург, поэт. Автор восьми книг прозы, пяти книг стихов и шести пьес. Спектакли по пьесам идут более чем в 70 театрах России и других стран, в том числе в театрах «Практика», «Современник», «Мастерская Петра Фоменко», «Театр.doc». В 2020 г. по пьесе «Человек из Подольска» был снят одноименный полнометражный фильм.

  • Алексий Ковальчук – священник РПЦ, научный сотрудник РХГА, исследователь немецкой философии и теологии, автор телеграм-канала «Дневник ясности».

  • Вениамин Золотухин – кандидат филологических наук, младший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН.

  • Николай Комягин – актер, музыкант, композитор, искусствовед.

  • Николай Песочинский – кандидат искусствоведения, историк театра, театровед, театральный критик, профессор РГИСИ.

  • Юрий Сапрыкин – журналист и критик, основатель проекта о русской литературе «Полка», руководитель спецпроектов медиа Кинопоиска, в прошлом – главный редактор журнала «Афиша».
«Каменный гость». Правообладатель: фото Стас Левшин / БДТ им. Г.А. Товстоногова.

20:15 — певческая встреча с ансамблем Толóка «Не в моде теперь такие песни?» (Большое зрительское фойе Основной сцены).

В период михайловской ссылки (1824–26 гг.) и во время поездки в Оренбургскую губернию (сентябрь 1833 г.) Пушкин собирал и записывал народные песни. Ансамбль Толóка совершает экспедиции в деревни и записывает песни со слов старейших их жителей.

«Не в моде теперь такие песни?» — с этим вопросом организаторы обращаются к современникам, исследуя, что такое традиционность и как она воспринимается в русской народной песне.

Ансамбль Толóка погружается в смыслы настоящих старинных песен, исследует их актуальность сегодня.
  • Какой конфликт скрыт за яркой музыкой?
  • О чем пели?
  • Какой была жизнь, отраженная в этих песнях?
Название ансамбля Толóка означает форму деревенской взаимопомощи, работу крестьян сообща. На песенной встрече публика по-новому услышит народные песни, отражающие образ мысли и душевные переживания русского народа, и попробует понять их смыслы и связь с нашей сегодняшней жизнью.


Условия посещения: посетить «НАШЕ ВСЕ. СИМПОЗИУМ» возможно только при наличии билета на спектакли «Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери» 22 и 23 марта.




Другие новости раздела

Книги
29.03

В Музее петербургского авангарда представят баяча будущего

Мариинский театр
Опера
29.03

В Мариинке прозвучит «Борис Годунов» в постановке Андрея Тарковского

Лекции
29.03

В отель Indigo заедет Александра Экстер

Выставки
29.03

Музей «Царскосельская коллекция» покажет музыкальные линии

Фестиваль
Николай Гоголь
29.03

В Петербурге пройдет «Гоголевская неделя»

Смотреть все