Опубликовано: 06 марта 2025 года
Фото: Дамир Юсупов. Правообладатель: Большой театр России.
«Путешествие в Реймс» Россини — пример «актуального» оперного произведения XIX столетия. Опера была написана по случаю коронации Карла Х, и ее сюжет разворачивается как раз вокруг этого события, куда стремятся успеть многочисленные гости. Либреттист Луиджи Балокки использовал мотивы романа мадам де Сталь «Коринна, или Италия», но в целом сочинил самостоятельный сюжет. Коронация прошла в Реймсе 28 мая 1825 года, а через три недели, 19 июня, в Итальянском театре в Париже состоялась премьера оперы Россини.Однако, несмотря на музыкальные достоинства партитуры, участие лучших певцов того времени и огромный ажиотаж вокруг события, которого ждала вся Франция, успеха у публики это гениальное сочинение в свое время не получило. Впрочем, и сам композитор не рассчитывал на долгую репертуарную жизнь оперы, поскольку она была написана по конкретному случаю. После нескольких спектаклей Россини забрал партитуру из театра и даже отклонил предложение опубликовать ее за высокое вознаграждение. Через три года музыка из «Путешествия в Реймс» появилась в опере «Граф Ори», практически полностью составив первый акт нового сочинения: в те времена самоцитирование было обычной практикой.
«Путешествие в Реймс» было вновь обнаружено лишь спустя полтора века — в 1977 году в архиве римской консерватории Санта-Чечилия. После нескольких лет кропотливой работы музыковедов, в 1984 году, возрожденное сочинение было представлено на россиниевском фестивале в Пезаро, родном городе композитора. С тех пор опера вошла в мировой репертуар, став даже популярнее «Графа Ори».
Необычна не только судьба сочинения, но и его оперная модель — здесь задействованы четырнадцать главных персонажей, состоящих в весьма запутанных взаимоотношениях, небольшие ариозо то и дело прерываются квартетами и секстетами. Однако в одном композитор остается верным себе: требования к виртуозности крайне высоки, а музыка витальна, солнечна и прозрачна.
В России «Путешествие в Реймс» впервые прозвучало в 2001 году на фестивале «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, сценическая версия была осуществлена в 2005 году Мариинским театром совместно с парижским театром Шатле (музыкальный руководитель постановки — Валерий Гергиев). В Большом опера сначала прозвучала в концертном исполнении — в 2017 году, но уже через год сочинение обрело сценическое воплощение. Режиссер-постановщик — Дамиано Микьелетто, сценограф — Паоло Фантин, художник по костюмам — Карла Тети. Дирижером-постановщиком выступил Туган Сохиев.
Спектакль, который и сегодня украшает афишу Большого театра, — совместная постановка Нидерландской национальной оперы (Амстердам), Королевской Датской оперы (Копенгаген) и Оперы Австралии (Сидней). Премьера состоялась 20 января 2015 года в Амстердаме. С 2018-го постановка входит в репертуар Большого и пользуется неизменным успехом у зрителей.
Удивительное сочинение с интересной судьбой требовало от режиссера-постановщика и сценографа яркого решения. Они вывели на сцену как персонажей времен Россини, так и наших современников, а действие перенесли в картинную галерею. Именно здесь прошлое встретится с настоящим, полотна оживут, а солисты окажутся по ту сторону рамы «Коронации Карла X в Реймсе 29 мая 1825 года» кисти Франсуа Жерара.
Фото: Дамир Юсупов. Правообладатель: Большой театр России.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться