Опубликовано: 11 апреля 2025 года
Фото: Дамир Юсупов. Правообладатель: Большой театр России.
В основу либретто оперы легла скандально известная драма Виктора Гюго «Король забавляется», запрещенная французской цензурой. Верди предвидел трудности, которые могли возникнуть из-за сюжета, но отказываться от него не хотел. В письме к либреттисту Франческо Марии Пьяве он отмечал: «Сюжет колоссальный, потрясающий, а главный персонаж — это одно из величайших творений, которым может похвастаться театр всех времен и народов». Композитор чувствовал потенциал центрального героя и по праву считал его достойным Шекспира.Однако чтобы и герой, и сочинение увидели сцену, потребовалось немало усилий. Еще не будучи завершенной, опера уже была «категорически запрещена». Приходилось переименовывать персонажей и неоднократно переделывать либретто, чтобы оно устроило и цензоров, и композитора.
Мировая премьера «Риголетто» состоялась 11 марта 1851 года в венецианском театре Ла Фениче — оперу ждал оглушительный успех. Пресса отмечала новизну сюжета и музыкального стиля, а впечатленные зрители на следующий день после премьеры распевали песенку Герцога на улицах города. Вскоре оперу представили в Бергамо, Тревизо, Риме, Триесте и Вероне, а уже в следующем году она начала триумфальное шествие по мировым сценам.
Российская премьера «Риголетто» состоялась в Петербурге, на сцене Большого (Каменного) театра — предка Мариинского — 31 января 1853 года силами Императорской итальянской оперной труппы. В Москве опера впервые прозвучала тремя годами позже, в 1856-м, также в исполнении итальянской труппы. В 1859 году в обеих столицах опера была представлена целиком силами Императорских русских оперных трупп.
Сегодня «Риголетто» Верди остается одним из самых популярных названий мировой оперы. Потрясающие мелодии и невероятный накал страстей делают эту партитуру привлекательной не только для зрителей, но и постановщиков. Опера рождает смелые постановочные концепции, легко трансформируясь в острую психологическую драму, философскую притчу или даже злободневную сатиру.
В 2024 году свою версию «Риголетто» в Большом театре представил известный итальянский режиссер Джанкарло дель Монако — этот спектакль стал первой его работой в Большом. В качестве сценографа — в тандеме с дель Монако — выступил испанский театральный художник Антонио Ромеро, автор нетривиальных решений и создатель сложных «архитектурных» пространств. Костюмы, вдохновленные итальянской высокой модой, разработала Габриела Салаверри. Эти имена уже известны петербургской публике, ведь именно такой состав постановочной бригады создал для Мариинского новую грандиозную постановку «Аиды», впервые представленную в феврале этого года.
Действие спектакля Джанкарло дель Монако перенесено в современность. «Это история, которая могла произойти в любой период в любой эпохе, — считает режиссер. — Самое важное было для меня то, чтобы на сцене появились сегодняшние люди, из плоти и крови, и чтобы зрители себя в них узнали».
Главные партии в гастрольных спектаклях исполнят блистательные вердиевские голоса из трупп Большого и Мариинского театров: 25 апреля — Эльчин Азизов, Гузель Шарипова, Алексей Татаринцев, Юрий Власов, Алина Черташ, Михаил Казаков; 26 апреля в 12:00 — Ариунбаатар Ганбаатар, Екатерина Савинкова, Роман Широких, Александр Бородин, Дарья Белоусова, Денис Макаров, в 19:00 — Эльчин Азизов, Гузель Шарипова, Сергей Скороходов, Юрий Власов, Юлия Мазурова, Михаил Казаков; 27 апреля в 12:00 — Ариунбаатар Ганбаатар, Екатерина Савинкова, Павел Петров, Даниил Акимов, Дарья Белоусова, Денис Макаров, в 19:00 — Владислав Сулимский, Гузель Шарипова, Алексей Татаринцев, Юрий Власов, Алина Черташ, Владислав Попов.
Фото: Дамир Юсупов. Правообладатель: Большой театр России.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться