Опубликовано: 07 октября 2025 года
24 и 25 октября на сцене Дворца искусств Ленинградской области состоится премьера мюзикла «Есенин» Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина, приуроченная к 130-летию со дня рождения и 100-летию со дня ухода поэта.
Сергея Есенина называли последним хулиганом и пророком, гением и гулякой, поэтом деревни. Его стихи распевали в кабаках и цитировали в салонах, ими зачитывались крестьяне и интеллигенция, боялась власть и обожали женщины. Он прожил всего тридцать лет, но стал голосом целой эпохи. В душе поэта всегда жила Россия — близкая и родная, в её пейзажах и образах он черпал вдохновение для самых искренних произведений. Сегодня судьба творца — стремительная, полная чувств, страсти и трагедии — оживёт в музыкальном спектакле «Есенин».
Режиссёр Филипп Разенков стремится показать не миф о «золотом хулигане», а живого человека — тонкого, уязвимого, одержимого поиском правды и внутренней опоры. В спектакле герой раскроется во всей противоречивости своей натуры: нежный и дерзкий, ранимый и свободный, деревенский мальчишка и утончённый денди из столичной богемы.
«Его внешний эпатаж был щитом. За ним — человек, переживающий за свою страну и страдающий от неспособности изменить её судьбу. Это был человек света, которого сжигала собственная огненная душа», —
отмечает режиссёр.
Художник-постановщик Елена Вершинина выстроила сценическое пространство как метафору извилистой дороги, ведущей через всю судьбу поэта. Вместе с ним зритель пройдёт этот путь: от первых шагов в Петрограде и робкого стука в двери редакций — к признанию Блока, дружбе и соперничеству с Клюевым и Мариенгофом, ожесточённым дуэлям с Маяковским. На сцене появятся Галина Бениславская, чья любовь стала последним утешением поэта, и Айседора Дункан, увлекшая его в мир другой культуры и другой жизни. Перед глазами сменятся картины: императорские покои, шумные митинги, кабацкие гулянья, манифесты имажинистов, страстные признания и холодные допросы. Пространство спектакля свободно от бытового реквизита: вместо реализма — знаковые образы — арка с имперским гербом, красные элементы, разделяющие эпохи, золотые слитки как ироничный символ американской мечты, кружевной занавес, подобный оренбургскому платку и сотканный из памяти предков. Костюмы, созданные Еленой Вершининой, вдохновлены кроем начала XX века и насыщенны аллюзиями России, которую поэт так стремился сохранить в себе.
Музыка Евгения Загота стала эмоциональным нервом постановки. В спектакле звучат хоровые сцены, энергичные разгульные куплеты, трогательные любовные дуэты и философские арии. Тексты Анастасии Букреевой и стихи Михаила Загота превратили слова и музыку в единый поток — поток судьбы, влекущий поэта навстречу роковому концу.
«Мы покажем трагическую, но закономерную развязку этой судьбы. И оставим зрителю пространство для личного переживания», —
говорит художественный руководитель театра Фабио Мастранджело.
Финал музыкального спектакля станет не точкой, а освобождением: нити, связывавшие Есенина с людьми и временем, становятся всё тоньше, и лишь разорвав их, поэт обретает покой, возвращаясь «домой» — в свет.
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться