Опубликовано: 12 августа 2025 года
Проект «Сибирская готика» представляет собой первую художественную интервенцию СССХ (Сообщество Современных Сибирских Художников). Это - одновременно, галерея и независимое сообщество художников, существующее на основах самоорганизации. Миссия проекта - исследовать независимое сибирское искусство и демонстрировать его на глобальной художественной сцене, интегрируя в структуру российского и мирового арт-рынка. Его авторы в данном случае ставят перед собой задачу переосмыслить и актуализировать этот многослойный феномен в контексте сегодняшнего дня. С одной стороны, размышления о «сибирской готике» становятся сюжетной основой их работ, где встречаются чудесное и чудовищное, демонические силы и божественные сады, образы внутренних зверей и ритуальные предметы. С другой стороны, они разрабатывают визуальный язык, вдохновленный готической эстетикой, сохраняя при этом индивидуальное разнообразие.
Пространство фабрики трансформируется в выставочное специально для этого показа — отпечаток чего-то утраченного, мрачного и таинственного, присутствующий в старом здании бывшего завода, рифмуется с явлением «сибирской готики», центральным для выставки. Термин с одной стороны исторически отсылает к реальному архитектурному стилю конца XIX века — сибирской неоготике, примером которой служит Церковь Успения Девы Марии в Иркутске. С другой — вбирает в себя широкий спектр ассоциаций: от макабрической эстетики с её подчас зловещими персонажами до сюжетов народных мифов и мрачных сторон городских легенд, вызывающих экзистенциальный страх перед недоступным и мистическим.
«В 2000-х «сибирская готика» проявилась как литературный жанр, повествующий о мрачных событиях вроде исчезновения туристов в тюменской тайге, - рассказывает куратор Полина Слепенкова. - Но прежде всего, это устойчивый фольклорно-культурный фон, питающий как художественные произведения, так и восприятие сегодняшней реальности в целом».
Этот фон характеризуется жуткими персонажами и сюжетами народных мифов, мрачными гранями городских легенд, вызывающих глубокий экзистенциальный страх перед мистическим, таинственным и недоступным. Его специфика во многом порождена маргинальным положением Сибири относительно центра, воспринимаемого как «варварское» в той же степени, в которой «варварским» определялось готическое искусство в тексте Джорджо Вазари. В него также вплетено свойственное готическому роману ощущение изумления и предчувствия ужаса, вызываемого величием и возвышенностью сибирской природы, «еловой готикой русских равнин», которая как заметил Иосиф Бродский – «поглощает ответ».
Выставка открыта по 5 сентября. Часы работы: вт–вск с 12:00 до 20:00. Адрес: Лиговский проспект, 52Б, ворота 40.
Правообладатель фото - Сообщество Современных Сибирских Художников
Обложка: «Фабрика лимонной кислоты» открылась «Сибирской готикой»
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться