«Изразцы Великого Новгорода» увидим в Петропавловской крепости
«Изразцы Великого Новгорода» увидим в Петропавловской крепости
Анонсы

«Изразцы Великого Новгорода» увидим в Петропавловской крепости

Правообладатель: novgorodmuseum.ru.

Опубликовано: 08 декабря 2025 года

12 декабря на экспозиции «Музей архитектурной художественной керамики» в Государевом бастионе Петропавловской крепости начинает работу выставка «Изразцы Великого Новгорода», представляющая 20 предметов из собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

Представленные на выставке экспонаты демонстрируют основные типы храмовых изразцов XVII века и их декора. Это лишь небольшая часть коллекции Новгородского музея-заповедника, насчитывающей около 3000 экземпляров. Они поступали в музейную коллекцию на протяжении последних ста лет. Значительная их часть – это архитектурно-археологическая коллекция.

Интерес к изразцам у исследователей новгородской истории появился уже в XIX столетии. В 1865 году после создания Музея древностей постепенно формируется собрание памятников истории, этнографии и археологии Новгородской земли и появляются первые публикации. В 1889 году в «Указателе Хранилища древностей» упоминалась керамика. «Изразцы печные» белой и красной глины, «с выпуклым рисунком» относились к разным архитектурным памятникам. Особый интерес представляли изразцы Вяжищского монастыря, которые «по красоте своей обращали на себя особое внимание». Примеры этих изразцов можно увидеть на выставке в Петропавловской крепости.

«Изразцы Великого Новгорода» увидим в Петропавловской крепости1
«Изразцы Великого Новгорода» увидим в Петропавловской крепости2

Правообладатель: novgorodmuseum.ru.


Во время Второй мировой войны довоенный комплекс керамики из собрания музея подвергся разорению. В конце 1940-x годов отдельные изразцы были возвращены из Германии, а также поступили из Центрального государственного хранилища (г. Пушкин). Небольшое количество произведений было обнаружено на территории Новгородского кремля около Златоустовской башни и в ее помещениях, где до 1941 года размещался Исторический музей. Эти изразцы, поступившие в музей в конце 1940-x годов стали основой современного комплекса керамики.

Источниками пополнения музейного собрания керамики с 1950-х годов стали ежегодные археологические раскопки на территории города, а также исследования и реставрация памятников архитектуры. Среди них Юрьев, Антониев, Хутынский, Аркажский, Вяжищский монастыри, Новгородский кремль, Ярославово дворище, городские храмы и Иверский Валдайский монастырь.

«Изразцы Великого Новгорода» увидим в Петропавловской крепости1
«Изразцы Великого Новгорода» увидим в Петропавловской крепости2

Правообладатель: novgorodmuseum.ru.


Самые ранние предметы находятся в фонде археологии. Это «протоизразцы» с прочерченным геометрическим орнаментом, встречающиеся повсеместно в раскопках на территории Новгорода. Ниаболее ранняя датировка относится к третьей четверти XII века.

География архитектурно-археологических находок показала, что интерьерная керамика получила в Новгороде самое широкое распространение. Она украшала церкви и интерьеры зданий. Печные рельефные муравленые и поливные изразцы в XVII веке входили в убранство фасадов храмов, таких как Знаменский собор, церковь Св. Феодора Стратилата на Щирковой улице и многих других: храмов утраченных и сохранившихся до настоящего времени.

Изразцы для новгородских церквей создавались в мастерской Валдайского Иверского монастыря, основанной патриархом Никоном в 1655 году. Мастера работали над украшением самого монастыря и выполняли заказы для Новгорода вплоть до 1690-х годов.

Самый известный архитектурный памятник новгородской земли, украшенный изразцами – это Вяжищский монастырь. Изразцов столь много, что некоторые исследователи считают: для Вяжищского монастыря керамика изготавливалась не только в Валдае, но и в Москве и Ярославле.

КП_46237-81 до реставрации 16.10 (1).JPG

Украшать фасады храмов в Новгороде постепенно перестают в начале XVIII века. Сохраняется печная керамика, но она меняется по форме и цветовой гамме. После своего заграничного путешествия Петр I решает наладить производство гладких расписных изразцов в России. Русские мастера отправлялись на обучение за границу, чтобы узнать секрет изготовления дельфтских изразцов (белых с синим рисунком). Заводы, на которых они начинают работать, вернувшись из-за рубежа, открываются в новой столице – Санкт-Петербурге. Примеры подобных изразцов также представлены на выставке.


Открытие в 11:00.
Выставка доступна к посещению до 12 декабря 2026 года.
Подробности

Другие новости раздела

Русский музей
Выставки
08.12

В Корпусе Бенуа откроют «Русскую традицию»

Филармония
Фестиваль
08.12

Смысловым акцентом фестиваля «Площадь Искусств» станет музыка Шостаковича

Русское искусство
ВыставкиМузеев2025
08.12

«Все Бенуа — Всё Бенуа»: энциклопедия русского искусства в Манеже

Гатчина
Выставки
08.12

«Гатчина» открывает главную выставку года

Хоровое пение
Капелла
08.12

Академическая Капелла - к 110-летию Георгия Свиридова

Смотреть все