«Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда»: ищите ответ в театральном музее
«Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда»: ищите ответ в театральном музее
Анонсы

«Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда»: ищите ответ в театральном музее

Правообладатель: пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства.

Опубликовано: 11 ноября 2024 года

21 ноября в Театральном музее (Зодчего Росси, 2А) открывается выставка «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда». Мероприятие организовано Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства совместно с Бахрушинским театральным музеем и Международным фестивалем искусств «Дягилев P.S.» в честь 150-летия со дня рождения выдающегося театрального режиссёра XX века Всеволода Мейерхольда.
В. Э. Мейерхольд в жизни. С автографом М-да Б. А. Горину-Горяинову (1).png
Идею выставочного проекта подала фраза Мейерхольда, оставленная им в 1915 году в визитном альбоме основателя петербургского Театрального музея, коллекционера и мецената Левкия Жевержеева: «Город Петра — только он, только его воздух, его камни, его каналы способны создать таких людей, с таким влечением к строительству… Жить и умереть в Петербурге! Какое счастье!». Этот автограф приобрел спустя годы пророческий, почти мистический смысл. Из противоречивой личности основателя Петербурга Мейерхольд выделил аспект «строителя чудотворного». Сам Мейерхольд всю жизнь создавал свой театр — и вошел в историю как строитель театра будущего, авангардист и новатор. По трагическому совпадению, именно в Петербурге, воплотившем для Мейерхольда образ счастья, оборвался его режиссерский путь: здесь он был арестован и на свободу уже не вышел.

«Мы не ставили целью охватить весь творческий путь Мейерхольда, показать его развитие и все созданные им спектакли. Наследие мастера настолько масштабно и многопланово, что в рамках нашей выставки такая задача представляется невыполнимой. Проект в Театральном музее предлагает посетителям другой ракурс: мы придумали выставку-пазл, собирающую три важные для Мейерхольда темы — «Влечение к строительству», «Ревизор», «Петербург» — в гипотезу-размышление о феномене гоголевского «Ревизора» в творческой и личной судьбе мастера. Выставка задумана в формате музейного спектакля, где текст пьесы и ее воплощение — плод совместного творчества кураторов и дизайнера Юрия Сучкова. Вольное переплетение реплик героев «Ревизора» и жизненных реалий Гоголя и Мейерхольда позволяет взглянуть на их судьбы в другом ракурсе, отличном от постоянной экспозиции и выставок музея о творческом пути выдающегося режиссера».

руководитель проекта
Наталья Метелица


Премьера «Ревизора», одного из лучших спектаклей мастера, состоялась в 1926 году в Москве, в Театре им. Мейерхольда, но замысел спектакля начал складываться у режиссера еще в символистский период в Петербурге. В 1907 году в письме Федору Комиссаржевскому Мейерхольд делится своими репертуарными планами и признаётся: «“Ревизора” хочется всегда». Через двадцать лет Мейерхольд создал театральную фантасмагорию, совершенную по замыслу и воплощению. «Немая сцена», завершавшая пьесу и спектакль, произвела на современников ошеломляющее впечатление. Это был апокалиптический образ, театральное воплощение рока — и мейерхольдовская модель человеческого бытия, трагическая по своей сути.

Художественное решение выставочного пространства как стройплощадки напоминает о несбывшейся мечте Мейерхольда: возведении нового здания ГосТИМа. Оно задумывалось Мейерхольдом как театр будущего, грандиозное сооружение невиданных технических и театральных возможностей. «Творческую башню» своего театра Мейерхольд хотел украсить мозаичными фризами по мотивам «Ревизора». Новаторскому замыслу не суждено было сбыться: театр закрыли, стройку остановили. Шесть мозаик, чудом сохранившиеся в Мозаичной мастерской при Российской академии художеств, впервые будут показаны на выставке.
Шлепянов И.Ю. Эскиз костюмов. Часть немой сцены. Группа из 4 человек. Москва, Государственный театр имени Вс. Мейерхольда. Ревизор 1926 г..jpg
На выставке также будут представлены эскизы декораций и костюмов, живопись, фотографии, макеты к спектаклям Мейерхольда из собраний Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства; Бахрушинского театрального музея, унаследовавшего архив ГосТИМа сразу после его закрытия; Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, проекты нового здания Театра имени Мейерхольда из собрания Музея архитектуры им. Щусева, мозаики для этого здания из Мозаичной мастерской при Российской академии художеств, а также специально созданные для выставки арт-объекты.

В рамках выставки запланирована дополнительная программа, в том числе автобусная экскурсия по мейерхольдовским адресам с участием актеров петербургских театров и спектакль «Театра в Театральном музее», посвященный Всеволоду Мейерхольду.

  • Руководитель проекта – Наталья Метелица;
  • Кураторы – Ирина Климовицкая, Наталья Метелица;
  • Дизайнер – Юрий Сучков;
  • Графический дизайнер – Наталья Арефьева;
  • Медиахудожники – Анна Французова, Катарина Чокрлич.

До 6 апреля 2025 года

Подробнее

Наппельбаум М. Ревизор. Москва, Государственный театр имени Вс. Мейерхольда. 1927.jpg

Другие новости раздела

Премьера
Для детей
30.01

В ТЮЗе - премьера театральной феерии по Корнею Чуковскому

Кино
Премьера
04.02

В «Авроре» покажут триумфатора Каннского фестиваля

23 февраля
День защитника Отечества
04.02

Сюита любви и смерти на сцене театра «Мастерская»

Концерты
Бесплатно
04.02

«АртРазБег» докажет, что вечер - это «Время хорошей музыки»

День защитника Отечества
23 февраля
04.02

Музей истории религии раскроет смыслы оружия в религиозном искусстве

Смотреть все