«Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда»: ищите ответ в театральном музее
«Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда»: ищите ответ в театральном музее
Анонсы

«Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда»: ищите ответ в театральном музее

Правообладатель: пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства.

Опубликовано: 11 ноября 2024 года

21 ноября в Театральном музее (Зодчего Росси, 2А) открывается выставка «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда». Мероприятие организовано Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства совместно с Бахрушинским театральным музеем и Международным фестивалем искусств «Дягилев P.S.» в честь 150-летия со дня рождения выдающегося театрального режиссёра XX века Всеволода Мейерхольда.
В. Э. Мейерхольд в жизни. С автографом М-да Б. А. Горину-Горяинову (1).png
Идею выставочного проекта подала фраза Мейерхольда, оставленная им в 1915 году в визитном альбоме основателя петербургского Театрального музея, коллекционера и мецената Левкия Жевержеева: «Город Петра — только он, только его воздух, его камни, его каналы способны создать таких людей, с таким влечением к строительству… Жить и умереть в Петербурге! Какое счастье!». Этот автограф приобрел спустя годы пророческий, почти мистический смысл. Из противоречивой личности основателя Петербурга Мейерхольд выделил аспект «строителя чудотворного». Сам Мейерхольд всю жизнь создавал свой театр — и вошел в историю как строитель театра будущего, авангардист и новатор. По трагическому совпадению, именно в Петербурге, воплотившем для Мейерхольда образ счастья, оборвался его режиссерский путь: здесь он был арестован и на свободу уже не вышел.

«Мы не ставили целью охватить весь творческий путь Мейерхольда, показать его развитие и все созданные им спектакли. Наследие мастера настолько масштабно и многопланово, что в рамках нашей выставки такая задача представляется невыполнимой. Проект в Театральном музее предлагает посетителям другой ракурс: мы придумали выставку-пазл, собирающую три важные для Мейерхольда темы — «Влечение к строительству», «Ревизор», «Петербург» — в гипотезу-размышление о феномене гоголевского «Ревизора» в творческой и личной судьбе мастера. Выставка задумана в формате музейного спектакля, где текст пьесы и ее воплощение — плод совместного творчества кураторов и дизайнера Юрия Сучкова. Вольное переплетение реплик героев «Ревизора» и жизненных реалий Гоголя и Мейерхольда позволяет взглянуть на их судьбы в другом ракурсе, отличном от постоянной экспозиции и выставок музея о творческом пути выдающегося режиссера».

руководитель проекта
Наталья Метелица


Премьера «Ревизора», одного из лучших спектаклей мастера, состоялась в 1926 году в Москве, в Театре им. Мейерхольда, но замысел спектакля начал складываться у режиссера еще в символистский период в Петербурге. В 1907 году в письме Федору Комиссаржевскому Мейерхольд делится своими репертуарными планами и признаётся: «“Ревизора” хочется всегда». Через двадцать лет Мейерхольд создал театральную фантасмагорию, совершенную по замыслу и воплощению. «Немая сцена», завершавшая пьесу и спектакль, произвела на современников ошеломляющее впечатление. Это был апокалиптический образ, театральное воплощение рока — и мейерхольдовская модель человеческого бытия, трагическая по своей сути.

Художественное решение выставочного пространства как стройплощадки напоминает о несбывшейся мечте Мейерхольда: возведении нового здания ГосТИМа. Оно задумывалось Мейерхольдом как театр будущего, грандиозное сооружение невиданных технических и театральных возможностей. «Творческую башню» своего театра Мейерхольд хотел украсить мозаичными фризами по мотивам «Ревизора». Новаторскому замыслу не суждено было сбыться: театр закрыли, стройку остановили. Шесть мозаик, чудом сохранившиеся в Мозаичной мастерской при Российской академии художеств, впервые будут показаны на выставке.
Шлепянов И.Ю. Эскиз костюмов. Часть немой сцены. Группа из 4 человек. Москва, Государственный театр имени Вс. Мейерхольда. Ревизор 1926 г..jpg
На выставке также будут представлены эскизы декораций и костюмов, живопись, фотографии, макеты к спектаклям Мейерхольда из собраний Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства; Бахрушинского театрального музея, унаследовавшего архив ГосТИМа сразу после его закрытия; Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, проекты нового здания Театра имени Мейерхольда из собрания Музея архитектуры им. Щусева, мозаики для этого здания из Мозаичной мастерской при Российской академии художеств, а также специально созданные для выставки арт-объекты.

В рамках выставки запланирована дополнительная программа, в том числе автобусная экскурсия по мейерхольдовским адресам с участием актеров петербургских театров и спектакль «Театра в Театральном музее», посвященный Всеволоду Мейерхольду.

  • Руководитель проекта – Наталья Метелица;
  • Кураторы – Ирина Климовицкая, Наталья Метелица;
  • Дизайнер – Юрий Сучков;
  • Графический дизайнер – Наталья Арефьева;
  • Медиахудожники – Анна Французова, Катарина Чокрлич.

До 6 апреля 2025 года

Подробнее

Наппельбаум М. Ревизор. Москва, Государственный театр имени Вс. Мейерхольда. 1927.jpg

Другие новости раздела

19.05

Автограф Александра Блока выставили на торги за полтора миллиона рублей

Выставки
День города
19.05

В «Лахта Центре» откроется первая выставка «Метаморфозы примулы»

Бесплатно
19.05

В Библиотеке им. Д.С. Лихачева исполнят романтические композиции

Премьера
19.05

«Жил-был суфлер!»: в Театре Эстрады премьера постановки Юрия Гальцева

День города
16.05

Бесплатные показы в кинотеатре «Заневский» к 322-летию Санкт-Петербурга

Смотреть все