Опубликовано: 10 сентября 2025 года
В стенах старейшего отечественного профессионального музыкального учреждения России прозвучат симфоническая поэма «Колокола» и оркестровая сюита «Симфонические танцы», последнее масштабное творение композитора. Сюита – своеобразное духовное завещание композитора, исполненное трагических пророчеств. Произведение было закончено в 1940 году и отразило реакцию Рахманинова на начало Второй мировой войны и грядущую мировую катастрофу. В музыкальных образах поэмы слышится не только предчувствие Апокалипсиса и Судного дня, но и грядущее возрождение Святой Руси. Изначально Рахманинов назвал сюиту «Фантастические танцы» и дал программные подзаголовки каждой из трех частей («День», «Сумерки» и «Полночь»). В итоге композитор снял эти названия, придя к бессюжетной партитуре, сочетающей сложнейший жанр симфонии с танцевальной стихией. Он посвятил сочинение Филадельфийскому симфоническому оркестру и его главному дирижеру Юджину Орманди. Первое исполнение состоялось 3 января 1941 года в Филадельфии. В нашей стране «Симфонические танцы» прозвучали в разгар Великой Отечественной войны — 25 ноября 1943 года в Москве под управлением Николая Голованова.

«Колокола» были впервые исполнены 30 ноября (13 декабря) 1913 года в Петербурге хором, солистами и оркестром Мариинского театра под управлением автора. Учитывая потрясающую драматическую выразительность музыки и стихов, неудивительно, что Рахманинов считал «Колокола» одним из своих любимейших произведений. Большую часть своего детства Сергей Васильевич провел в деревне. Его детские воспоминания и впечатления были связаны со звоном церковных колоколов. В 1913 году молодая виолончелистка Мария Данилова анонимно прислала композитору стихотворение Эдгара Аллана По «Колокольчики и колокола» в вольном переводе Константина Бальмонта. Вдохновленный Рахманинов избрал для своего сочинения весьма необычную форму. Серебряные колокольчики, свадебные колокола, набат и погребальный колокол в его музыке показывают весь жизненный путь человека — от светлой, полной радостных надежд юности до кончины.
Дирижер – народный артист России Александр Чернушенко.
Начало в 19:00.
Концертный зал Капеллы, наб реки Мойки, д. 20.
Доступна оплата по Пушкинской карте.
Подробности
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться