Историю городского трамвая раскрывает Президентская библиотека
Историю городского трамвая раскрывает Президентская библиотека
Анонсы

Историю городского трамвая раскрывает Президентская библиотека

Правообладатель: getmuseum.ru.

Опубликовано: 03 сентября 2025 года

В сентябре отмечают сразу две памятные даты, связанные с петербургским трамваем: 3 сентября 2025 года исполняется 145 лет со времени создания первого электрического трамвая, а 29 сентября – 118 лет с момента открытия регулярного движения электрического трамвая по улицам нашего города.


Первый общественный транспорт, омнибус, в Санкт-Петербурге появился в 1830 году – это запряжённая лошадьми вместительная карета. А в 1863-м была создана конная железная дорога, трамвай на конной тяге, в простонародье «конка».

114548.jpg

Знаменательное для развития общественного транспорта нашей страны событие произошло в Санкт-Петербурге 3 сентября 1880 года. Как сообщали столичные газеты, в полдень на глаза изумлённых очевидцев «на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колёса вагона». На переоборудованных 85 метрах рельсового пути инженер Фёдор Пироцкий испытал сконструированный им вагон конки с электрическим двигателем. Так появился электрический трамвай.

Не желая терпеть убытки, владельцы конок препятствовали внедрению изобретения в жизнь, и только спустя почти 30 лет, 29 сентября 1907 года, в Петербурге было торжественно открыто трамвайное движение. Один из проектировщиков такой дороги, Генрих Графтио, сам провёл первый трамвай по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару, через Благовещенский (в то время Николаевский) мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова. Любопытно, что маршрут первого трамвая проходил там, где в наше время расположены Президентская библиотека (на Сенатской площади, в историческом здании Синода) и Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта (на Васильевском острове). Вскоре появились новые пути и маршруты. Трамвай стал полноправным видом общественного транспорта. По электронным копиям карт трамвайных путей разных лет и другим документальным свидетельствам, представленным на портале Президентской библиотеки, можно получить картину развития трамвайной сети Санкт-Петербурга.

В «Проекте переустройства Санкт-Петербургских железных дорог на электрическую тягу» 1904 года, ознакомиться с которым можно в электронных читальных залах Президентской библиотеки, рассказано, как разрабатывалась будущая сеть городских железных дорог: «Направление линий должно быть выбрано таким образом, чтобы они представляли собой отдельные непрерывные линии между отдалённейшими концами города и проходили через центральные артерии городского движения так, чтобы каждый пассажир мог по возможности без пересадок проехать из одного конца города в другой с наименьшей затратой времени и денег».

Объём работ был огромнейшим, переоборудование конной дороги в электрическую требовало значительных средств: стоимость строительства сроком на 8 лет составила примерно 52 млн рублей. Интересную деталь можно увидеть на титульном листе «Финансового отчета по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая за 1905–1908 гг.»: сначала стоит резолюция «Отклонить ввиду завышения норм на оплату…», а затем: «уменьшить расход в 2,01 проц., из этого отпустить наличными деньгами в счёт государства 45 459 729 руб. Утверждаю».

12.JPG

Шло время, менялась жизнь города, менялась и трамвайная сеть – были созданы новые маршруты, менялись старые. Так, в 1912 году в Главном управлении по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел появилось дело «Об отмене постановления Петербургской городской думы о проведении трамвайной линии по Дворцовой площади, Миллионной и Гороховой улицам…». Перед этим городская дума утвердила предложенный городской управой план новых линий трамваев. Одна должна была проходить от Литейного проспекта через набережную реки Мойки и далее по Миллионной улице и Дворцовой площади, а другая – по Гороховой улице от Загородного до Адмиралтейского проспекта. Отдел по делам городского хозяйства признал, что при решении вопроса об устройстве трамвайной линии следует принять во внимание не только удобство для жителей, но и внешнее благообразие Миллионной улицы и Дворцовой площади, где расположены исторические здания – Зимний дворец, Главный штаб, Эрмитаж и Мраморный дворец. Следовательно, строительство трамвайных путей здесь «не может быть допущено». В свою очередь Гороховая улица, как нашёл отдел, – одна из узких улиц Петербурга, но «пешеходное и экипажное движение по ней в высшей степени развито». Прокладка же трамвайных путей только усложнит ситуацию, поэтому «устройство трамвая на Гороховой улице не соответствует государственным интересам и явно нарушает интересы местного населения».

Во время Первой мировой войны суровая действительность стала диктовать свои требования к решению транспортных вопросов. В Управление городских железных дорог поступил «Проект трамвайных подъездов к городским хлебопекарням города Петрограда», в котором городская управа предложила приступить к устройству «трамвайных веток к городским хлебопекарням на Забайкальском проспекте и Б. Вульфовой улице и к красным амбарам на Тучковом буяне. Обозначенные трамвайные ветки укладывают с целью удешевления перевозки муки, топлива и др. материалов». Так трамвай внёс свой вклад в борьбу с хлебным кризисом 1916–1917 годов.

Перед Великой Отечественной войной ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750–800 поездов (1835 вагонов), они перевозили свыше трёх миллионов человек. Маршрутная сеть насчитывала более 700 километров, как и задумывалось, она соединяла все районы города так, чтобы обеспечить большинству пассажиров поездки без пересадок. Такие данные приводятся в книге «Ленинградский трамвай, 1941–1945» (1995).

С самого начала войны трамваи играли очень важную роль в жизни города и фронта. Их использовали для доставки снарядов и других грузов, на них эвакуировали раненых, перевозили солдат. С июля по декабрь 1941 года в воинские части отправились две тысячи трамвайных вагонов, с помощью которых была перевезена четверть миллиона военнослужащих.

1412967054.jpg

Ещё перед блокадой все автобусы были переданы советской армии и фронту. 3 января 1942 года, после того как в городе полностью прекратилась подача электроэнергии, окончательно остановились трамваи. Из-за того, что заранее oб отключении электричества известно не было, в первую блокадную зиму можно было видеть трамваи, оставленные посередине дороги, примёрзшие к рельсам.

Однако спустя всего несколько месяцев решением Ленгорисполкома «О возобновлении пассажирского трамвайного движения» возобновилась «нормальная эксплуатация пассажирского трамвая» по пяти маршрутам. 15 апреля 1942 года ленинградцы вновь услышали звон трамвая – привычный звук, который им пришлось почти забыть за долгую первую блокадную зиму. После вынужденного четырёхмесячного перерыва, в 6:30 утра, по улицам Северной столицы вновь покатился трамвай, дающий надежду и позволяющий поверить в грядущую победу… 

1412967092.jpg

История блокадного трамвая представлена в материалах и документах раздела «Трамвай в годы Великой Отечественной войны» электронной коллекции «Петербургский трамвай». Среди них – оцифрованный номер газеты «Ленинградская правда» от 15 апреля 1942 года с заметкой о памятном событии: «Вагон № 2035 ведёт Адриан Федорович Титков. Он управляет уверенно и вместе с тем бережно. Ведь это первый выезд по маршруту. Пробный. За этим поездом наутро пойдут десятки... Вагон набирает скорость, он курсирует по маршруту № 9, маршруту, который знает каждый ленинградец: из Лесного – к Нарвским воротам. И, увидев снова знакомый маршрут, ленинградцы радостно приветствуют его как старого друга, возвратившегося из отлучки». Уже через два дня, тоже в газете «Ленинградская правда» начальник трамвайно-троллейбусного управления Михаил Сорока сообщал, что за два дня трамваи перевезли больше миллиона пассажиров.

9 (2).JPG

Сегодня петербургский трамвай, несмотря на общие для всего наземного транспорта проблемы, развивают и совершенствуют. В рамках программы развития СПб ГУП «Горэлектротранс» «Сохраняя историю, движемся в будущее» подвижной состав обновляется параллельно с инфраструктурой ГЭТ – трамвайными путями, парками, энергохозяйством.

На портале Президентской библиотеки представлена электронная коллекция «Петербургский трамвай». В неё вошли планы, чертежи и архивные документы, которые рассказывают об этапах развития трамвайного движения, технических устройствах вагонов, парков и путей. Также здесь можно найти информацию о трамвае как единственном виде транспорта в блокадном Ленинграде – на портале опубликованы периодические издания и видеозаписи выступлений. Отдельный раздел посвящён Экспозиционно-выставочному комплексу городского электрического транспорта (Музею городского электрического транспорта), который занимает часть территории исторического Василеостровского трамвайного парка, первого в городе. Благодаря представленным в нём фотографиям можно не только увидеть легендарный трамвай ЛМ-33, ставший спасением для ленинградцев, но и побывать внутри него, рассмотреть салонкабину водителя и т. д. На портале можно ознакомиться и с документальным фильмом «От конки к беспилотнику», – совместным проектом Президентской библиотеки и ГУП «Горэлектротранс».

Информация об электронных читальных залах Президентской библиотеки, открытых на территории России и за рубежом, размещена на портале, в разделе «Электронные читальные залы на карте».

 

Другие новости раздела

Открытие сезона
04.09

Театр «Буфф» открывает новый сезон

Выставки
04.09

Изысканный бродит жираф «Далёко, далёко, на озере Чад» в Музее Академии художеств

Декоративно-прикладное искусство
Выставки
04.09

Идею пятого элемента раскроют на выставке «Квинтэссенция»

Концерты
04.09

Музыка фламенко зазвучит в Салоне Карла Буллы

Хоровое пение
Фестиваль
04.09

Хоровое многоголосие объединит поколения и культуры в Тосно

Смотреть все