Опубликовано: 18 января 2025 года
Рейнгольд Морицевич Глиэр родился 11 января 1875 года в семье музыкального мастера — его с детства окружала музыка, ей же он решил посвятить всю жизнь: не только как композитор и дирижер, но и как педагог, взрастивший многих известных композиторов и музыковедов. «Как-то так выходит, что, кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра — прямым или «внучатым», то есть учеником ученика», — говорил Сергей Прокофьев, который сам брал уроки у мастера.
Творческое наследие Глиэра отличается высокой музыкальной культурой и совершенной композиторской техникой: он стал продолжателем традиций русской композиторской школы, наследником Глинки и Чайковского, Римского-Корсакова и Бородина, своих учителей — Танеева и Аренского, своих старших современников — Рахманинова и Глазунова. Он писал симфонии и инструментальные концерты, музыку для разных составов оркестра, вокальные сочинения, оперы и, конечно, балеты. Композитор был одним из пионеров нового направления в советском хореографическом искусстве — драмбалета, — создав в 1927 году «Красный мак». Свой творческий путь он завершал балетами «Медный всадник» и «Тарас Бульба».
В основу сюжета балета «Медный всадник» легла одноименная поэма Пушкина, а также его роман «Арап Петра Великого» и поэма «Домик в Коломне». В спектакле нашла отражение стихийная, поэтическая натура Северной столицы. Мифический Петрополь, охраняемый каменными львами, предстает таинственным и туманным городом во власти гневной Невы, которая, повинуясь слову Пушкина, навсегда меняет судьбы главных героев. Увидят зрители и веселые народные гуляния, и бал у царя, и даже оркестр, марширующий по сцене. Сегодня этот спектакль по праву считается одной из визитных карточек Санкт-Петербурга.
В музыке «Медного всадника» немало запоминающихся страниц, но по-настоящему всенародную любовь снискал «Гимн Великому городу» — торжественная симфоническая ода, в 2003 году действительно ставшая гимном города на Неве. Каждый год традиционно этот спектакль украшает мариинскую сцену в преддверии Дня города, но не у всех зрителей есть возможность посетить театр в мае, поэтому январская серия показов станет замечательной возможностью познакомиться со спектаклем, который можно назвать самым петербургским балетом.
Правообладатель фото – Пресс-служба Мариинского театра
Обложка: Валентин Барановский (2016).
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться